Налог для бедных и богатых? | |
Выпуск 75 от 25.05.2005. Тема "Юридическая консультация"
Всем известно, что согласно нынешнему законодательству, доходы граждан Украины облагаются единым налогом 13% (подоходный налог).
29 апреля 2005 года на рассмотрение в Верховной Раде Украины народными депутатами Украины Правденком С.М., Толочком П.П., Ременюком О.И. был внесен законопроект №7444 "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении доходов физических лиц" (относительно ставки налога). Поскольку этот законопроект затронет всех нас без исключения, не лишним было бы разобраться в нём более внимательно.
Согласно данному законопроекту п. 7.1. статьи 7 Закона Украины "О налогообложении доходов физических лиц" предлагается изложить в следующей редакции:
Ставка налога составляет:
Цель данного законопроекта понять не сложно и на первый взгляд, она даже носит социальную направленность. Поскольку на текущий момент существует фиксированная ставка подоходного налога, его платят и те, кто зарабатывает в месяц 500 грн., и те, кто 5000. Поэтому, отнимая 13% от 500 грн., государство наносит достаточно сильный урон такому доходу, что является не совсем правильным. В то время, как 13% от 5000 грн., по мнению народных избранников, наоборот является недостаточным. Вполне гуманным и логичным решением будет введение пропорциональной процентной налоговой ставки для различных слоев населения с различным уровнем дохода. Подобные предложения, казалось бы, нужно было только приветствовать, так как они направлены на учет различных особенностей и более адаптированы к реальным условиям жизни. Однако всё ли учитывает данный законопроект?
Давайте обратим внимание на близкую всем сферу экономики - рынок недвижимости. Каждый из нас является ее участником. Рано или поздно, но с покупкой-продажей, дарением, получением в наследство жилья сталкиваются все. Что мы видим здесь. В предложенный перечень налогообложения попадают ВСЕ без исключения доходы. Следовательно, доходы от продажи недвижимости в том числе. Даже особо не ориентируясь в операциях с недвижимостью, не сложно понять, что подобные финансовые операции подпадают под МАКСИМАЛЬНУЮ процентную ставку налогообложения. Действительно, сейчас сложно представить операцию с недвижимостью, в которой фигурирует сумма, меньшая, чем 12 000 грн. А значит, не трудно посчитать: согласно данному изменению, не зависимо от того, каков ваш реальный ежемесячный доход, продав квартиру, даже с целью покупки другой, меньшей по площади, вы автоматически переходите в разряд миллионеров и должны будете отдать государству "% по максиму" (смотри выше). Из этого следует, что все операции по продаже недвижимости будут облагаться налогом в 35% . Попробуем представить реакцию рынка? Неминуемое дальнейшее подорожание недвижимости - это одна сторона медали, другая - это непредсказуемые и однозначно губительные последствия для всех участников рынка, которые могут негативно сказаться на его развитии.
Можно привести простой пример. Предположим, что Вами 02.01.05 была приобретена квартира за 40000 гривен, а в 2006 году Вы продали ее за 60000 гривен, чистый доход составляет 20000 гривен, уменьшения суммы налогообложения в размере 10% не применяется, так как владение квартирой составляет только один год.
С полученного Вами дохода оплачивается налог в следующем размере:
- фиксированный налог 2645 грн. плюс 2800 (35% от суммы 8000, разница между 12000 и 20000), итого 5445грн. То есть, получив теоретическую прибыль в размере 20000грн., фактически Вы получили лишь 14555 и это в том только случае, если цены всё это время оставались незыблемыми, а Вы сделали евроремонт, тем самым, улучшив качество квартиры (и, кстати, тоже потратившись). В противном случае "доход" превращается в прямой убыток и, возможно, не позволит Вам взамен приобрести даже равноценного жилья.
Это не просто абсурдно, а крайне не гуманно, учитывая, что 70% сделок на рынке - это именно операции с жильём, и осуществляются они в основном для улучшения, или другого необходимого изменения жилищных условий человека, а не с целью наживы.
Юридический департамент ООО "Риэлнест" проанализировав данный законопроект, считает, что внесение таких изменений в указанный закон, существенно ударит по карману обычных граждан, что категорически недопустимо.
Изобретая налоговый велосипед, возможно, имело бы смысл не пренебрегать уже существующим опытом и изучить варианты, уже давно проверенные в других странах (хотя бы у ближайших соседей - России, или в странах Прибалтики).
Что же мы могли бы почерпнуть у них?
Выделение операций с недвижимостью в отдельную категорию с особым типом налогообложения. А если Государство имеет желание заставить богатых всё же поделиться, то логичнее было бы инициировать введение налога на владение недвижимостью. Но и к этому вопросу нельзя подходить огульно, отнеся всех в разряд "рантье". Необходимо было бы учесть сроки использования недвижимости, её фактическую изношенность, размер общих площадей владения и многие другие факторы, которые формируют его реальную рыночную, а не мнимую стоимость. Все это опробовано на мировом опыте и является более логичным, чем то, что предлагается украинцам.
Вероятно, реакция на подобные законопроекты не заставит себя долго ждать. В частности, ассоциация налогоплательщиков Украины на семинаре по вопросам работы на рынке недвижимости Днепропетровска, прошедшей в прошлый четверг в городе, прокомментировала эту ситуацию как недопустимую, на которую они будут обязательно влиять. Ассоциация Специалистов Недвижимости Украины, также не остается в стороне и готовит соответствующие обращения.
Будем надеяться, что наши депутаты прислушаются к голосу разума и не пропустят такой кризисобразующий законопроект.
Максим КУКАЛО
| |