RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  13 тайн дворца Потемкина. Часть II
Выпуск 155 от 17.01.2007. Тема "История города"

13 ТАЙН ДВОРЦА ПОТЕМКИНА
Необычная история необыкновенной резиденции


Часть II (начало в № 49 от 20.12.2006 г.)

Судьба распорядилась так, что первым заложенным зданием в Екатеринославе стал Преображенский собор, а первым построенным – Потемкинский дворец. Резиденция князя Потемкина, которого Екатерина II наградила полномочиями генерал-губернатора, а фактически некоронованного короля южных земель. Обустройство дворца с парком началось одновременно с проектированием Екатеринослава, и едва ли не раньше реального городского строительства. Потемкин вроде бы не успел побывать в своем дворце – умер в бессарабской степи. После этого здание не однажды перестраивалось, его успешно использовали дворяне, рабочие, студенты. Дворец пережил на своем веку немало потрясений, сменил многих владельцев и несколько раз менял внешний вид. История первого здания Екатеринослава, как и всего раннего города, очень запутанна и далеко не так понятна, как кажется на первый взгляд.

Дворец Потемкина в Екатеринославе. Фасад и план. Прорисовка начала XIX в. Архитектор Н.П. Насеткин. Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург).

Южная столица для Империи и… лично для Потемкина

Итак, Потемкин, задумавший Екатеринослав, считал себя, по сути, главным архитектором нового города, как и всей Новороссии. Сам написал «Начертание города Екатеринослава», после которого профессиональным архитекторам оставалось только беспрекословно следовать указаниям Светлейшего князя. По очереди они рисовали новый город на планах, отводя главное место для застройки огромному нагорному пространству. Сначала Михаил Казаков (впрочем, это еще не доказано). Затем Клод Геруа. Его план и утвердила сначала Екатерина 13 октября 1786 г. Но, видимо, картина Екатеринослава в воображении Светлейшего князя не очень стыковалась с картинами нового города, нарисованными на первых планах. А может, у Потемкина эти картины сменяли одна другую. Сейчас уже трудно сказать, чем не удовлетворили поочередно представленные проекты привередливого Потемкина? В любом случае, князь сделал еще одну попытку и пригласил проектировать Екатеринослав «своего», любимого, архитектора.

Иван Старов только что закончил сооружение самой знаменитой потемкинской резиденции – Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Между прочим, и тогда, и потом многие будут проводить параллели, и сравнивать Потемкинский дворец в Екатеринославе именно с Таврическим дворцом. Слишком много аналогий. Выдающееся значение этих двух княжеских резиденций. Подобный архитектурный облик зданий. Необычайная схожесть их планировки. Есть, правда, одна важная деталь. Таврический дворец Потемкин вынужден был строить на специально выделенном участке даже не в центре Петербурга, а на границе между собственно центром и периферийными районами. Что поделать! Не осталось в центре Петербурга конца XVIII века свободных больших участков земли. Расхватали предыдущие фавориты и царедворцы!

В Екатеринославе же блестящий ум Потемкина получил возможность начинать «с нуля». И в результате князь задал архитекторам кардинально иную планировочную ситуацию. Именно Потемкин – архитекторам, а не наоборот. Этот тезис прекрасно иллюстрирует история с расположением Потемкинского дворца на первых планах.

Строя формально третью, южную столицу огромной Российской империи, а на деле, стараясь «для себя», делая Екатеринослав столицей самых сокровенных чаяний, Потемкин не мог довольствоваться для своей резиденции участком на окраине. Наверное, когда Старов принимался за свой план, князь настоял на том, чтобы дворец разместился в самом центре города.

Что ж, гениальный архитектор блестяще справился с поставленной задачей. Старов гениально решил дилемму: что главнее – кафедральный собор, тот, что заложила в 1787 г. императрица Екатерина II, или дворец генерал-губернатора Новороссии, дворец Потемкина? Он не стал выделять что-то одно, а расположил здания на единой оси, и, более того, сделал эту ось главной в нагорной части. Вокруг и дворца, и собора, архитектор расположил красивые площади. Эта идея со временем реализовалась – появились площади Соборная (Октябрьская) и Дворянская (Шевченко).

Так в плане Старова вся система городской застройки завязана на двух зданиях: собора, и «дома Его Светлости» или «Дома генерал-губернаторского». Даже в этом «архитектурном дуализме» скрыта попытка установить баланс интересов – общеимперской политики, и лично потемкинских «начертаний». Если не… нечто большее.


Тайна № 4. Жилище Светлейшего Архитектора?

Человеку, знакомому с историей тайного знания и символами тайных обществ, план Старова действительно дает прекрасный материал для размышлений. Какие-то определенные выводы из всего этого делать крайне трудно, но информация очень необычная и заслуживает внимания.

Генеральный план Старова приобрел известность классическим воплощением так называемой лучевой системы планировки. Центральную нагорную часть города определяют три луча улиц. Вместе с четвертой линией Екатеринослав на горе –  огромный равнобедренный треугольник. А вершиной всей планировочной композиции Старов сделал именно новый дворец Потемкина – тот, что в это время строился или уже был построен (точно неизвестно). От дворца расходятся три луча улиц. Линия, проведенная от «дома Его Светлости» к кафедральному собору – является медианой, биссектрисой и высотой гигантского треугольника. Гигантские… глаз и циркуль. Неужели всемирно известные масонские символы, положенные на язык архитектуры?

Сразу оговорюсь, что существует масса литературы, посвященной так называемым «священным городам», начиная от глубокой древности, и заканчивая поисками зашифрованных информационных посланий в планировке и знаковых объектах современных Вашингтона или Парижа. Екатеринослав строился действительно как знаковый центр, с большой долей сакралитета. В этом нет сомнений, хотя никто еще на анализировал тайную подоплеку символики раннего Екатеринослава. Однако наша задача – просто дать информацию для размышления. Если «пуститься во все тяжкие», то можно и будущую днепропетровскую «Браму» Дольника признать копией (или развитием темы) парижской Grand Arche (Большая Арка – знаменитый небоскреб П-образной формы). Да и дольниковским «Башням» в свете масонской темы можно придумать «сакральное» объяснение.

Огромный глаз в мировом масонстве символизирует тайное абсолютное знание, фактически верховное божество. Часто изображают глаз в пирамиде или над пирамидой - например, в гербе США. Циркуль – одно из главных орудий строителя, вольного каменщика (так называют себя масоны). Циркуль в масонстве – символ Великого Архитектора, (заменитель верховного божества), его еще называют Геометром вселенной. Еще одним известным предметом масонского обряда является молоток, его иногда изображают наложенным на центральную ось циркуля. Между прочим, если так интерпретировать старовский план, то рукоятью молотка будет как раз центральная ось – между собором и дворцом. А его металлическое навершие накладывается на… сам «Дворец Его Светлости».

Кстати, по поводу «Его Светлости»и «Светлейшего» князя. Такой титул Потемкина может указывать на его принадлежность к масонству. Однако какими-то достоверными фактами на сей счет наука пока не располагает. Что касается загадок натуры Потемкина – свидетельств масса.

Генерал-губернатор Новороссии действительно имел мессианские амбиции. И, надо сказать, у него на сей счет имелись достаточные способности. Потемкин с успехом играл роль «демиурга» (слово древнегреческого происхождения), творца, который в последней четверти XVIII века чуть ли не единолично определял основные параметры развития и перспективы всего Южного региона Российской империи. Да что там Новороссия – князь строил фантастические планы восстановления Византийской империи, наполненные не до конца понятной символикой. В жизни Потемкина чередовались периоды, когда любивший показную помпезность князь мог подолгу уединяться за чтением древних книг и усердно молиться. Упорство, с которым Потемкин выходил на новые жизненные этапы, заставляет думать, что он был подвержен некоей идее (идеям), раскрыть которую, наверное, дело очень трудное даже для специалистов. Остается вчитываться в его тексты и пристально рассматривать составленные по его желанию планы.

Почему Потемкин с таким упорством отстаивал идею построить город на гранитной труднодоступной безводной горе? А гигантский кафедральный собор? Принято считать, что в подражание святого Петра в Риме, хотя в потемкинском «Начертании» написано «в подражание Святаго Павла, что вне Рима». Ну, пускай не Петра, но Павла – собор этот второй по значению в Риме, гробница апостола Павла.

Какой храм, и какой город задумал возвести в приднепровских степях Потемкин? Какие аналогии с мировыми образцами градостроительства рождались в воображении Светлейшего князя, глядевшего на будущую Соборную гору? Ведь сохранились же его стихи, адресованные Екатерине ко дню закладки Екатеринослава 9 мая 1787 г., полные прозрачных намеков: «Из мертвых здании разбросанныя камни Последуя твому божественному гласу В приятной легкий строй Составят вновь Афины». Центральная часть Екатеринослава уподобилась бы афинскому Акрополю; венчать же весь ансамбль был призван собор Преображения Господня, символизировавший преображение всего края. Значит, новые Афины на Днепре… Какую урбанистическую структуру и с какой целью собирал на Днепре «урбанистический демиург» Потемкин. Может, Иерусалим на Днепре? В позднее средневековье Иерусалимом на Днепре именовали Киев. Мог ли гигантский Преображенский собор теперь означать подобие легендарного Иерусалимского храма, великого Архитектора которого и символизирует глаз и циркуль?

В любом случае, можно с уверенностью считать, что во всех основных потемкинских проектах (Греческий проект, «Новороссия», Екатеринослав и т.д.) он сам отводил себе роль именно «демиурга» – главного инициатора и творца, определявшего основные направления, стремившегося подчинить все своей цели. Устроитель Новороссии, «отец-основатель» и настоящий «великий архитектор» Екатеринослава, «Его Светлость» князь Потемкин вполне мог облечь свои устремления в соответствующую символику (кстати, очень модную тогда). Эти вопросы требуют дальнейшего исследования и решения.


Тайна № 5. Как первоначально выглядел Потемкинский дворец?

Насколько загадочны проблемы интерпретации символов, настолько же загадочны более простые вещи. Например, каким был первоначальный облик Потемкинского дворца? Выше уже говорилось, что мы не знаем доподлинно ни точную дату сооружения дворца, ни его архитектора, ни его первоначальное назначение. Точно известно одно – здание было завершено строительством между 1789 и 1791 гг. (год смерти Потемкина) под руководством гениального архитектора Старова.

Первоначальные чертежи дворца, к сожалению, не сохранились. А современный вид дворца, тоже, к сожалению, очень далек от первоначального. Можно строить аналогии, намекая на сходство архитектуры екатеринославского дворца с Таврическим в Петербурге. Собственно, так оно и есть. По счастливой случайности, в петербургских архивах пятьдесят лет назад были обнаружены обмерные чертежи дворца, сделанные уже в начале XIX века екатеринославским губернским архитектором Насеткиным. Дворец тогда стоял уже в руинах. Было высказано предположение, что на чертежах Насеткина воспроизведен его первоначальный облик. Хотя стопроцентной уверенности, конечно же, нет.

Масштабное, но не огромное здание в стиле строгого классицизма, состояло из трех частей. Центральная двухэтажная часть в центре имела шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Боковые части соединялись с центральной посредством галерей, которые со стороны площади были украшены открытыми колоннадами. Судя по чертежам Насеткина, можно сказать, что дворец, хотя и не был богато декорирован, должен был производить величавое впечатление.

О внутреннем убранстве Потемкинского  дворца скажем чуть позднее, а пока вспомним еще одну тайну, наверное, самую известную из относящихся ко дворцу, но до сих пор не разгаданную.


Тайна № 6. Кто, когда и зачем устроил подземные ходы вокруг дворца Потемкина?

Вот уже двести лет будоражит умы горожан история о подземных ходах вокруг дворца «Его Светлости»…

Лучше всего об этом расскажут очевидцы – екатеринославские старожилы середины XIX века и академик-историк Дмитрий Яворницкий. Вспоминает жена регента архиерейского хора Александра Никитишна Молчанова: «В первые годы жизни моей в Екатеринославе мне не раз приходилось слышать, что из дворца Потемкина есть к Днепру подземный ход... В начале шестидесятых годов, когда новые обвалы провалья подошли близко к юго-восточному крылу дворца, тогда еще стоявшему в полуразрушенном виде, открылось отверстие подземного хода, выложенного из кирпича в виде арки; многие пробовали входить в него, но дальше 10 сажен не могли, потому свечи и фонари гасли и дышать было очень трудно. Когда я высказывала мнение, что это, должно быть, труба для отвода нечистот, то мне возражали, что такие трубы никогда не делались, что подобной трубе не нужно было бы давать изгибов, как здесь, и что она шла бы прямо из-под дворца, а этот ход шел сначала на юг, а потом поворачивал под прямым углом к Днепру.

До конца пятидесятых годов (XIX века – М.К.) не знали, что под средним корпусом дворца есть подвальный этаж, потому что со стороны сада земля возле дворца была высока и скрывала под собой двери; а когда одним летом жил во дворце предводитель дворянства г. Миклашевский, то эту землю приказано было срезать, чтобы возле дома развести цветник; и тогда были открыты двери в подвальный этаж, в одной из комнат которого, говорят, было найдено какое-то старое оружие и два скелета».

Академик Дмитрий Яворницкий в «Истории города Екатеринослава» (написана в 1937 г.) тоже упоминает о подземном ходе: «в 1914 году, во время прокладки канализационных труб в городе Екатеринославе, возле дворца Потемкина открыт был на глубине сажени подземный ход, в котором можно свободно двигаться человеку во весь рост. Свод сложен из кирпича типа XVIII века. Под ходом открыта была ниша, сложенная уже из дикого камня, в которой можно только сидеть или же стоять не во весь рост, а на коленях. Провал в подземный ход был обнаружен как раз против парадных дверей дворца. Он идет к западу, параллельно саду, и к востоку, где теряется в глубоком овраге. Как велик тот ход и что в нем находится, неизвестно. За неимением средств на основательное обследование того хода, был снят лишь небольшой план его, помещенный в местном историческом музее».

Что можно добавить к этим любопытным историческим свидетельствам? Тайна устройства и предназначения ходов так и не разгадана. Чертежи ходов до наших дней не дошли. Подвалы дворца до сих пор не исследовались, и, как знать, может подземный ход, построенный по заказу «Светлейшего» (или хотя бы его часть) сохранился до наших дней?


История уже построенного Потемкинского дворца полна загадок не меньших, чем история его проектирования и строительства. Так все-таки: для чего предназначался дворец Светлейшего, и зачем нужны были подземные ходы? Успели ли достроить дворец перед смертью Потемкина? Куда делось богатейшее внутреннее убранство дворца, о котором сохранились воспоминания современников? Почему дворец полвека простоял в руинах, а все проекты его восстановления оказались не реализованы? Почему никто не спасал потемкинский архив, хранившийся во дворце? И сколько реконструкций пережило это здание на своем веку? Читайте дальше.

Максим КАВУН
Продолжение следует






   Объявления
Участок в Подгороднем. ул. Кильченская (1,5 км от трасс)
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект “КРОКУС” Общая площадь 386,4 кв.м


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.