13 тайн дворца Потемкина. Часть II | |
Выпуск 155 от 17.01.2007. Тема "История города"
13 ТАЙН ДВОРЦА ПОТЕМКИНА Необычная история необыкновенной резиденции
Часть II (начало в № 49 от 20.12.2006 г.)
Судьба распорядилась так, что первым заложенным зданием в Екатеринославе стал Преображенский собор, а первым построенным – Потемкинский дворец. Резиденция князя Потемкина, которого Екатерина II наградила полномочиями генерал-губернатора, а фактически некоронованного короля южных земель. Обустройство дворца с парком началось одновременно с проектированием Екатеринослава, и едва ли не раньше реального городского строительства. Потемкин вроде бы не успел побывать в своем дворце – умер в бессарабской степи. После этого здание не однажды перестраивалось, его успешно использовали дворяне, рабочие, студенты. Дворец пережил на своем веку немало потрясений, сменил многих владельцев и несколько раз менял внешний вид. История первого здания Екатеринослава, как и всего раннего города, очень запутанна и далеко не так понятна, как кажется на первый взгляд.
Дворец Потемкина в Екатеринославе. Фасад и план. Прорисовка начала XIX в. Архитектор Н.П. Насеткин. Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург).
Южная столица для Империи и… лично для Потемкина
Итак, Потемкин, задумавший Екатеринослав, считал себя, по сути, главным архитектором нового города, как и всей Новороссии. Сам написал «Начертание города Екатеринослава», после которого профессиональным архитекторам оставалось только беспрекословно следовать указаниям Светлейшего князя. По очереди они рисовали новый город на планах, отводя главное место для застройки огромному нагорному пространству. Сначала Михаил Казаков (впрочем, это еще не доказано). Затем Клод Геруа. Его план и утвердила сначала Екатерина 13 октября 1786 г. Но, видимо, картина Екатеринослава в воображении Светлейшего князя не очень стыковалась с картинами нового города, нарисованными на первых планах. А может, у Потемкина эти картины сменяли одна другую. Сейчас уже трудно сказать, чем не удовлетворили поочередно представленные проекты привередливого Потемкина? В любом случае, князь сделал еще одну попытку и пригласил проектировать Екатеринослав «своего», любимого, архитектора.
Иван Старов только что закончил сооружение самой знаменитой потемкинской резиденции – Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Между прочим, и тогда, и потом многие будут проводить параллели, и сравнивать Потемкинский дворец в Екатеринославе именно с Таврическим дворцом. Слишком много аналогий. Выдающееся значение этих двух княжеских резиденций. Подобный архитектурный облик зданий. Необычайная схожесть их планировки. Есть, правда, одна важная деталь. Таврический дворец Потемкин вынужден был строить на специально выделенном участке даже не в центре Петербурга, а на границе между собственно центром и периферийными районами. Что поделать! Не осталось в центре Петербурга конца XVIII века свободных больших участков земли. Расхватали предыдущие фавориты и царедворцы!
В Екатеринославе же блестящий ум Потемкина получил возможность начинать «с нуля». И в результате князь задал архитекторам кардинально иную планировочную ситуацию. Именно Потемкин – архитекторам, а не наоборот. Этот тезис прекрасно иллюстрирует история с расположением Потемкинского дворца на первых планах.
Строя формально третью, южную столицу огромной Российской империи, а на деле, стараясь «для себя», делая Екатеринослав столицей самых сокровенных чаяний, Потемкин не мог довольствоваться для своей резиденции участком на окраине. Наверное, когда Старов принимался за свой план, князь настоял на том, чтобы дворец разместился в самом центре города.
Что ж, гениальный архитектор блестяще справился с поставленной задачей. Старов гениально решил дилемму: что главнее – кафедральный собор, тот, что заложила в 1787 г. императрица Екатерина II, или дворец генерал-губернатора Новороссии, дворец Потемкина? Он не стал выделять что-то одно, а расположил здания на единой оси, и, более того, сделал эту ось главной в нагорной части. Вокруг и дворца, и собора, архитектор расположил красивые площади. Эта идея со временем реализовалась – появились площади Соборная (Октябрьская) и Дворянская (Шевченко).
Так в плане Старова вся система городской застройки завязана на двух зданиях: собора, и «дома Его Светлости» или «Дома генерал-губернаторского». Даже в этом «архитектурном дуализме» скрыта попытка установить баланс интересов – общеимперской политики, и лично потемкинских «начертаний». Если не… нечто большее.
Тайна № 4. Жилище Светлейшего Архитектора?
Человеку, знакомому с историей тайного знания и символами тайных обществ, план Старова действительно дает прекрасный материал для размышлений. Какие-то определенные выводы из всего этого делать крайне трудно, но информация очень необычная и заслуживает внимания.
Генеральный план Старова приобрел известность классическим воплощением так называемой лучевой системы планировки. Центральную нагорную часть города определяют три луча улиц. Вместе с четвертой линией Екатеринослав на горе – огромный равнобедренный треугольник. А вершиной всей планировочной композиции Старов сделал именно новый дворец Потемкина – тот, что в это время строился или уже был построен (точно неизвестно). От дворца расходятся три луча улиц. Линия, проведенная от «дома Его Светлости» к кафедральному собору – является медианой, биссектрисой и высотой гигантского треугольника. Гигантские… глаз и циркуль. Неужели всемирно известные масонские символы, положенные на язык архитектуры?
Сразу оговорюсь, что существует масса литературы, посвященной так называемым «священным городам», начиная от глубокой древности, и заканчивая поисками зашифрованных информационных посланий в планировке и знаковых объектах современных Вашингтона или Парижа. Екатеринослав строился действительно как знаковый центр, с большой долей сакралитета. В этом нет сомнений, хотя никто еще на анализировал тайную подоплеку символики раннего Екатеринослава. Однако наша задача – просто дать информацию для размышления. Если «пуститься во все тяжкие», то можно и будущую днепропетровскую «Браму» Дольника признать копией (или развитием темы) парижской Grand Arche (Большая Арка – знаменитый небоскреб П-образной формы). Да и дольниковским «Башням» в свете масонской темы можно придумать «сакральное» объяснение.
Огромный глаз в мировом масонстве символизирует тайное абсолютное знание, фактически верховное божество. Часто изображают глаз в пирамиде или над пирамидой - например, в гербе США. Циркуль – одно из главных орудий строителя, вольного каменщика (так называют себя масоны). Циркуль в масонстве – символ Великого Архитектора, (заменитель верховного божества), его еще называют Геометром вселенной. Еще одним известным предметом масонского обряда является молоток, его иногда изображают наложенным на центральную ось циркуля. Между прочим, если так интерпретировать старовский план, то рукоятью молотка будет как раз центральная ось – между собором и дворцом. А его металлическое навершие накладывается на… сам «Дворец Его Светлости».
Кстати, по поводу «Его Светлости»и «Светлейшего» князя. Такой титул Потемкина может указывать на его принадлежность к масонству. Однако какими-то достоверными фактами на сей счет наука пока не располагает. Что касается загадок натуры Потемкина – свидетельств масса.
Генерал-губернатор Новороссии действительно имел мессианские амбиции. И, надо сказать, у него на сей счет имелись достаточные способности. Потемкин с успехом играл роль «демиурга» (слово древнегреческого происхождения), творца, который в последней четверти XVIII века чуть ли не единолично определял основные параметры развития и перспективы всего Южного региона Российской империи. Да что там Новороссия – князь строил фантастические планы восстановления Византийской империи, наполненные не до конца понятной символикой. В жизни Потемкина чередовались периоды, когда любивший показную помпезность князь мог подолгу уединяться за чтением древних книг и усердно молиться. Упорство, с которым Потемкин выходил на новые жизненные этапы, заставляет думать, что он был подвержен некоей идее (идеям), раскрыть которую, наверное, дело очень трудное даже для специалистов. Остается вчитываться в его тексты и пристально рассматривать составленные по его желанию планы.
Почему Потемкин с таким упорством отстаивал идею построить город на гранитной труднодоступной безводной горе? А гигантский кафедральный собор? Принято считать, что в подражание святого Петра в Риме, хотя в потемкинском «Начертании» написано «в подражание Святаго Павла, что вне Рима». Ну, пускай не Петра, но Павла – собор этот второй по значению в Риме, гробница апостола Павла.
Какой храм, и какой город задумал возвести в приднепровских степях Потемкин? Какие аналогии с мировыми образцами градостроительства рождались в воображении Светлейшего князя, глядевшего на будущую Соборную гору? Ведь сохранились же его стихи, адресованные Екатерине ко дню закладки Екатеринослава 9 мая 1787 г., полные прозрачных намеков: «Из мертвых здании разбросанныя камни Последуя твому божественному гласу В приятной легкий строй Составят вновь Афины». Центральная часть Екатеринослава уподобилась бы афинскому Акрополю; венчать же весь ансамбль был призван собор Преображения Господня, символизировавший преображение всего края. Значит, новые Афины на Днепре… Какую урбанистическую структуру и с какой целью собирал на Днепре «урбанистический демиург» Потемкин. Может, Иерусалим на Днепре? В позднее средневековье Иерусалимом на Днепре именовали Киев. Мог ли гигантский Преображенский собор теперь означать подобие легендарного Иерусалимского храма, великого Архитектора которого и символизирует глаз и циркуль?
В любом случае, можно с уверенностью считать, что во всех основных потемкинских проектах (Греческий проект, «Новороссия», Екатеринослав и т.д.) он сам отводил себе роль именно «демиурга» – главного инициатора и творца, определявшего основные направления, стремившегося подчинить все своей цели. Устроитель Новороссии, «отец-основатель» и настоящий «великий архитектор» Екатеринослава, «Его Светлость» князь Потемкин вполне мог облечь свои устремления в соответствующую символику (кстати, очень модную тогда). Эти вопросы требуют дальнейшего исследования и решения.
Тайна № 5. Как первоначально выглядел Потемкинский дворец?
Насколько загадочны проблемы интерпретации символов, настолько же загадочны более простые вещи. Например, каким был первоначальный облик Потемкинского дворца? Выше уже говорилось, что мы не знаем доподлинно ни точную дату сооружения дворца, ни его архитектора, ни его первоначальное назначение. Точно известно одно – здание было завершено строительством между 1789 и 1791 гг. (год смерти Потемкина) под руководством гениального архитектора Старова.
Первоначальные чертежи дворца, к сожалению, не сохранились. А современный вид дворца, тоже, к сожалению, очень далек от первоначального. Можно строить аналогии, намекая на сходство архитектуры екатеринославского дворца с Таврическим в Петербурге. Собственно, так оно и есть. По счастливой случайности, в петербургских архивах пятьдесят лет назад были обнаружены обмерные чертежи дворца, сделанные уже в начале XIX века екатеринославским губернским архитектором Насеткиным. Дворец тогда стоял уже в руинах. Было высказано предположение, что на чертежах Насеткина воспроизведен его первоначальный облик. Хотя стопроцентной уверенности, конечно же, нет.
Масштабное, но не огромное здание в стиле строгого классицизма, состояло из трех частей. Центральная двухэтажная часть в центре имела шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Боковые части соединялись с центральной посредством галерей, которые со стороны площади были украшены открытыми колоннадами. Судя по чертежам Насеткина, можно сказать, что дворец, хотя и не был богато декорирован, должен был производить величавое впечатление.
О внутреннем убранстве Потемкинского дворца скажем чуть позднее, а пока вспомним еще одну тайну, наверное, самую известную из относящихся ко дворцу, но до сих пор не разгаданную.
Тайна № 6. Кто, когда и зачем устроил подземные ходы вокруг дворца Потемкина?
Вот уже двести лет будоражит умы горожан история о подземных ходах вокруг дворца «Его Светлости»…
Лучше всего об этом расскажут очевидцы – екатеринославские старожилы середины XIX века и академик-историк Дмитрий Яворницкий. Вспоминает жена регента архиерейского хора Александра Никитишна Молчанова: «В первые годы жизни моей в Екатеринославе мне не раз приходилось слышать, что из дворца Потемкина есть к Днепру подземный ход... В начале шестидесятых годов, когда новые обвалы провалья подошли близко к юго-восточному крылу дворца, тогда еще стоявшему в полуразрушенном виде, открылось отверстие подземного хода, выложенного из кирпича в виде арки; многие пробовали входить в него, но дальше 10 сажен не могли, потому свечи и фонари гасли и дышать было очень трудно. Когда я высказывала мнение, что это, должно быть, труба для отвода нечистот, то мне возражали, что такие трубы никогда не делались, что подобной трубе не нужно было бы давать изгибов, как здесь, и что она шла бы прямо из-под дворца, а этот ход шел сначала на юг, а потом поворачивал под прямым углом к Днепру.
До конца пятидесятых годов (XIX века – М.К.) не знали, что под средним корпусом дворца есть подвальный этаж, потому что со стороны сада земля возле дворца была высока и скрывала под собой двери; а когда одним летом жил во дворце предводитель дворянства г. Миклашевский, то эту землю приказано было срезать, чтобы возле дома развести цветник; и тогда были открыты двери в подвальный этаж, в одной из комнат которого, говорят, было найдено какое-то старое оружие и два скелета».
Академик Дмитрий Яворницкий в «Истории города Екатеринослава» (написана в 1937 г.) тоже упоминает о подземном ходе: «в 1914 году, во время прокладки канализационных труб в городе Екатеринославе, возле дворца Потемкина открыт был на глубине сажени подземный ход, в котором можно свободно двигаться человеку во весь рост. Свод сложен из кирпича типа XVIII века. Под ходом открыта была ниша, сложенная уже из дикого камня, в которой можно только сидеть или же стоять не во весь рост, а на коленях. Провал в подземный ход был обнаружен как раз против парадных дверей дворца. Он идет к западу, параллельно саду, и к востоку, где теряется в глубоком овраге. Как велик тот ход и что в нем находится, неизвестно. За неимением средств на основательное обследование того хода, был снят лишь небольшой план его, помещенный в местном историческом музее».
Что можно добавить к этим любопытным историческим свидетельствам? Тайна устройства и предназначения ходов так и не разгадана. Чертежи ходов до наших дней не дошли. Подвалы дворца до сих пор не исследовались, и, как знать, может подземный ход, построенный по заказу «Светлейшего» (или хотя бы его часть) сохранился до наших дней?
История уже построенного Потемкинского дворца полна загадок не меньших, чем история его проектирования и строительства. Так все-таки: для чего предназначался дворец Светлейшего, и зачем нужны были подземные ходы? Успели ли достроить дворец перед смертью Потемкина? Куда делось богатейшее внутреннее убранство дворца, о котором сохранились воспоминания современников? Почему дворец полвека простоял в руинах, а все проекты его восстановления оказались не реализованы? Почему никто не спасал потемкинский архив, хранившийся во дворце? И сколько реконструкций пережило это здание на своем веку? Читайте дальше.
Максим КАВУН Продолжение следует
А также по теме "История города":
- Днепропетровскому трамваю – 115 лет
- Как строился днепропетровский вокзал
- Ворота города. История строительства днепропетровского вокзала
- Проекту «южной столицы» на Днепре – 225 лет
- Первая 9-этажка Днепропетровска отметила юбилей
- Предыстория «Пассажа»: 200 лет бойкой торговли
- Новая старая «Library»
- Сто лет назад в Екатеринославе появился первый кондоминиум
- О чем расскажут гербы города на Днепре
- День города в Днепропетровске: традиции и новации
- Дворец Ильича – умирающий шедевр конструктивизма
- От «сталинского ампира» до «брежневского минимализма»
- Как Екатеринослав стал Днепропетровском
- Самый диковинный аттракцион в детском парке
- Улица Ширшова: торговая и многолюдная
- Загадки «медной бабушки», или Как Екатерина II уступила место Ломоносову
- УЛИЦА ГОПНЕР: здесь жили фабриканты и революционеры
- НОВЫЕ ШТРАФЫ за самовольное строительство
- Зданию первой гимназии Екатеринослава – 150 лет
- Архитектор первых элитных «высоток» и днепропетровской «Лубянки»
- Каким был первый «небоскреб» Днепропетровска?
- На здании бывшей Городской Думы появилась памятная доска
- Улица электриков, мукомолов и влюбленных
- Он спроектировал «Дом-самолет» и реконструировал «Озерку»
- Покорители космоса на карте Днепропетровска
- Самая необычная улица Днепропетровска: в парке и без домов
- О чем расскажет улица Шмидта
- Здание Брянского собора возвращено церкви. Какой храм следующий?
- «Женские» памятники Днепропетровска
- Женские имена на карте Днепропетровска
- Архитектор дворцов и универмагов
- Последний классик старого Екатеринослава
- «Космические» улицы Днепропетровска
- Как появился жилмассив Красный Камень
- Маленький юбилей большой Победы
- «Календарные» улицы Днепропетровска
- Екатеринославская Иордань
- Откуда родом Новый год?
- О чем могут рассказать скульптуры на фасадах домов
- ПРИЗРАКИ старого Екатеринослава
- «Украинский дом» от питерского зодчего
- КТО ПОСТРОИЛ «АСТОРИЮ»?
- Тюремное прошлое оперного театра
- Дома в стиле модерн от Дитриха Тиссена
- Украинский модерн в Екатеринославе начался с …Трубы
- «Юность Днепра»: как появился первый квартал Набережной
- Екатеринославский след итальянской династии
- Последний храм Екатеринослава строил… кубинский революционер
- Днепропетровский «бродвей». От эпохи к эпохе
- Днепропетровский «Бродвей». От улицы Ленина до Серова
- Днепропетровский «Бродвей»
- Архитектурная диковинка Екатеринослава
- Три лица Театрального бульвара
- Удивительные рекорды днепропетровских улиц
- Банк под императорской короной
- Архитектурный «отец» екатеринославских театров
- Яркий свет «тихого» архитектора
- Лодки на проспекте Наводнения в Екатеринославе: как это было
- ПОЧЕМУ ПЛАВАЕТ «ОЗЕРКА»?
- Главный архитектор Екатеринослава
- Архитектор «золотого века» Екатеринослава
- Зодчий музеев, больниц и вокзалов
- «След» Бродницких в Екатеринославе
- Приют для бомжей в стиле модерн
- Питерский зодчий построил судебный дворец в Екатеринославе
- «Царский зодчий» украсил Екатеринослав храмом
- Любимый архитектор «высшего общества»
- Екатеринославские шедевры харьковского зодчего
- Его здания были украшением города
- Брат великого писателя – губернский архитектор Екатеринослава
- Архитекторы петербургских дворцов и… храмов Екатеринослава
- Ирония судьбы екатеринославского зодчего
- Андреян Захаров – архитектор главного храма Екатеринослава
- Забытый архитектор раннего Екатеринослава
- Уильям Гесте - автор генерального плана Екатеринослава
- Загадка Клода Геруа
- Зодчий, начертавший Екатеринослав
- Иван Старов - первый архитектор Екатеринослава
- Дом Нестелей на Московской
- Проспект Кирова, 11: самый большой дом на Полевой
- Проспект Карла Маркса, 39: слабый след давно ушедшей эпохи
- Проспект Гагарина, 26: первый век истории
- Улица Глинки, 16: неизвестная история известного отеля
- Улица Мечникова, 10: дом бедного мецената
- Улица Ворошилова, 25: вуз трех эпох
- Проспект Карла Маркса, 91: между прошлым и будущим
- Проспект Карла Маркса, 55: здесь раньше текла река
- Улица Жуковского, 6Б: в этом доме жили именитые люди города
- Улица Ленина, 20: жертва прагматизма
- Строили университет – получилось общежитие
- Пушкинский проспект, 26: лучший памятник города
- Проспект Карла Маркса, 44: миражи прошлого
- Проспект Карла Маркса, 44: миражи прошлого
- Улица Мильмана, 154А: руины государственной благотворительности
- Улица 8-го Марта, 19: несостоявшийся особняк
- Улица Чкалова, 6: дом скромного фельдшера
- Гоголя, 1: колыбель местной Фемиды
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ширшова, 14: руины былых амбиций
- Проспект К. Маркса, 67: забытый отель
- Монастырский остров: одинокий дом над Днепром
- Улица Чичерина, 100: результат конфликта
- Улица Яворницкого, 6: «дом с привидениями»
- Южная, 8: первый дом на улице
- Проспект Карла Маркса, 65: «американское строительство» образца 1913 года
- Улица Московская, 3: стена на память
- Улица Шмидта, 17: наследие государственных монополий
- Набережная Ленина, 17: символ забытых побед
- Улица Артема, 29: неожиданная больница
- Проспект Карла Маркса, 104: метаморфозы императорского дворца
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Дом Карпас на Философской
- Дом Гимназии в Нижнем Екатерининском поселке
- Дом Лабинских на Новодворянской
- Дом Лабинских на Новодворянской
- Дом Бродского на Клубной
- Дом Кулабухова по Центральному скверу
- Дом ХЗБ на 2-й Чечеловке
- Дом Приходько на Полицейской
- Дом Городского общества на Александро-Невской площади
- Дом ПЕДО на Казачьей
- Дом Остроухова на Проспекте
- Дом Нестелей на Московской
- Дом Кофмана на Широкой
- Дом «Сачок» по Проспекту
- Дом "Сачок" по Проспекту
- Дом Уездного земства в Диевке
- Дом общества приказчиков по Большой Базарной
- Дом Ванифатова на 2-й Чечеловке
- Дом Боте на Проспекте
- Дом Боте на Проспекте
- Дом Боте на Проспекте
- Дом железной дороги на МОПРа
- Дом Андриевских на Садовой
- Дом Колесникова на Новой
- Дом Губернского земства по Крутогорной
- Дом Губернского земства по Крутогорной
- Дом Благотворительного общества на Новодворянской
- Дом Абермет на Воскресенской
- Дом Абермет на Воскресенской
- Дом Хренникова на Проспекте после войны
- Дом Каплана на Казачьей
- Дом Хренникова на Проспекте в годы войны
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Заморуева на Казачьей
- Дом Губернского земства на Соборной так и не стал настоящим музеем
- Дом мусульманской общины на Херсонской
- Дом Екатеринославского дворянства на улице Казанской
- Дом Екатеринославского дворянства на Казанской Часть 2. Пансионат
- Дом Заславских на Литейной
- Дом Лившица на Провиантской: 100 лет спокойствия
- Дом Струковых на Новодворянской: гибель усадьбы
- Дом Струковых на Новодворянской
- Дом Благотворительного общества на Керосинной
- 2-й Мануфактурный ряд на Троицком базаре
- Дом Шишмана на Московской: здесь процветала коммерция
- Дом Стефановича на Полицейской. Аптека там была всегда
- Дом завода имени Петровского на улице Караваева: история общежития-дворца
- Дом общества Хоральной синагоги
- «Печатня С.П. Яковлева» на Садовой. часть 2.
- "Печатня С.П. Яковлева" на Садовой
- Дом Геккера на Гоголевской
- Дом Копылова на Проспекте
- Дом Айнбергов на Нагорной
- Дом Сухотинского на Первозвановской
- Дом Дворовенко на Провиантской
- Дом Кауфмана на Успенской площади
- Дом Геккера на Петербургской
- Дом Общества попечения о детях на Проспекте
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Зильбермана на Проспекте
- Что следует знать о дарении квартиры
- Дом Донцова на Соборной
- Дом Герхес на Первозвановской
- Дом Трояновского на Проспекте
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Джигит на Гостинной
- Дом Научного общества на І-й Чечеловской
- Дом общества «Скорой помощи» на Проспекте
- Дом Иоффе на Клубной
- Дом Долгова на Гоголевской
- Ему Екатеринослав обязан многим. Конец губернаторства
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Иногородние банки: Санкт-Петербургский Международный Коммерческий банк.
- Иногородние банки: Азово-Донской коммерческий банк
- Иногородние банки: Коммерческие банки
- Иногородние банки: Харьковский земельный банк
- Иногородние земельные банки
- Местные банки: Екатеринославский городской ломбард
- Местные банки: учреждения мелкого кредита
- Местные банки: Общества взаимного кредита
- Местные банки: Общество взаимного кредита Екатеринославского губернского земства
- Местные банки: Екатеринославский городской общественный банк
- Местные банки: Екатеринославский Коммерческий банк
- Местные банки: Екатеринославский Коммерческий банк
- Государственные банки: Приказ
- Финансовый Екатеринослав. Часть ІV
- Государственные банки: Дворянский земельный и Крестьянский поземельный
- Частный кредит и ростовщичество
- Каким был первый советский Генплан Днепропетровска
- На собственной земле
- Банкирские дома
- Каким был первый советский Генплан Днепропетровска
- Дом без клуба
- Верхнекрасный рынок
- Устав Английского клуба не изменялся ни разу
- «Пока будет существовать Английский клуб…»
- Екатеринославсоке Коммерческое собрание
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть IV
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть III
- 13 ТАЙН ДВОРЦА ПОТЕМКИНА Необычная история необыкновенной резиденции
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть VI
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть V
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть IV
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть III
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть II
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ
- ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. История и политика
- ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Начало начал
- Днепропетровская хронология. Даты основания
- ДНЕПРОПЕТРОВСКИЕ ЮБИЛЕИ: зеркало городской истории
- УНИВЕРСАЛЫ: охранные грамоты независимости, или…?
- СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ПОТЕМКИН. «Отец-основатель» Екатеринослава
- СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ПОТЕМКИН. БЛАГОРОДНЫЙ ХИТРЕЦ?
- Светлейший князь Потемкин. «ВИЦЕ-КОРОЛЬ» ЮГА
- Светлейший князь Потемкин державный муж
- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ РИШЕЛЬЕ, или Жизнь замечательного губернатора. Часть II
- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ РИШЕЛЬЕ, или Жизнь замечательного губернатора. Часть I
- СТЕПНОЙ КОЛУМБ или превратности судьбы Александра Поля
- Екатеринославцы в Думе: «Господин председатель» Михаил Родзянко
- Григорий Петровский. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. Часть 2. (Город и люди)
- Григорий Петровский. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. Часть 1. (Город и люди)
- «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!» Эпизод из истории Днепропетровска сталинской эпохи. (Город и люди)
- Как возрождался Днепропетровск.
- «КУКУРУЗНАЯ СТОЛИЦА» НА ДНЕПРЕ Прихоть вождя или…?
- Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека
- Днепропетровск: философия успеха. Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека.
- Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека
- Днепропетровск: философия успеха. Первое лицо республики: успехи и драмы Владимира Щербицкого.
- Днепропетровск: философия успеха. Виктор Пинчук: Превратности судьбы «скромного» олигарха.
- Днепропетровск: философия успеха. Днепропетровские ребусы для «газовой принцессы»
- Днепропетровск: философия успеха. Эпоха Леонида Кучмы в истории Днепропетровска
- Днепропетровск: философия успеха. «Хозяин Приднепровья»: взлеты и падения Павла Лазаренко
- Днепропетровск: философия успеха. Архетипы Днепровского мегаполиса.
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимические загадки и курьезы Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимический пейзаж современного Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимические перипетии «кузницы кадров»
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимия довоенного Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимия старого Екатеринослава
- Сколько имен у Днепропетровска?
- ИОРДАНЬ НА ДНЕПРЕ. Как встречали Крещение в старом Екатеринославе
- Гений места. Путешествие от окраин к центру Днепропетровска: штрихи к портрету мегаполиса
- Гений места. Вершина "Соборной горы".
- Гений места. ЦУМ и вокруг ЦУМа - "Деловое сердце" Днепропетровска
- Гений места. Транспортные ворота и торговый рай. Вокзал - Озерка
- Гений места. Революционный очаг Екатеринослава
- Гений места. Золотые купола и заводские трубы.
- Гений места. Часть XXXV. Космические ворота Днепропетровска
- Гений места. Часть XXXIV. Прогулка по проспекту Кирова
- Гений места. Часть XXXIII. Юго - Запад
- Гений места. Часть XXXII. Вокруг Нагорного рынка
- Гений места. Часть XXXI. Мандрыковка.
- Гений места. Часть XXX. От ДИИТа до Подстанции.
- Гений места. Часть XXVX. Южная визитная карточка.
- Гений места. Часть XXVIII. Контуры «Победы».
- Гений места. Часть XXVII. Лоцманская столица
- Гений места. Часть XXVI. Лицом к Днепру. Как создавалась Набережная
- Гений места. Часть XXV. Мосты в судьбе города
- Гений места. Парки. Часть VIII. Нагорный оазис.
- Гений места. Парки. Часть VII. Полузабытый пантеон.
- Гений места. Парки. (Часть VI). Парки - некрополи.
- Гений места. Парки (Часть V). Парк власти.
- Гений места. Парки (Часть IV). Зеленый центр индустриального мегаполиса.
- Гений места. Парки (Часть III) Зеленый центр индустриального мегаполиса.
- Гений места. Парки (Часть II) Лучший парк Днепропетровска.
- Гений места. Парки. (Часть I) Лучший парк Днепропетровска.
- Гений места. Тайны Днепропетровских островов.
- Гений места. Города, которых нет.
- Гений места. Cамарское левобережье.
- Гений места. Cтарая игрень.
- Гений места. Чапли.
- Гений места. Приднепровск.
- Гений места. Мануйловка - Воронцовка - Солнечный.
- Гений места. "Анд" - Амур-Нижнеднепровск.
- Гений места. Северные ворота Днепропетровска.
- Гений места. Заднепровье. "Одноэтажный Днепропетровск".
- Гений места. Обуховка. Зеленый рай.
- Гений места. Таромское. "Девятый район" Днепропетровска.
- Гений места. Диевка и Сухачевка.
- Гений места. Кайдаки. Город в городе.
- Гений места. Кайдаки. Город до города.
- Гений места: истоки современного Днепропетровска.
- Загадки Преображенского собора. (часть IV)
- Загадки Преображенского собора. (часть III)
- Загадки Преображенского собора. (часть II)
- Загадки Преображенского собора. (часть I)
- Гостиничный бизнес в Екатеринославе. (часть II)
- Гостиничный бизнес в Екатеринославе.
- Екатеринослав революционый февраль - октябрь 1917 года. (часть III)
- Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года). часть II.
- Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года)
- Свидетель путешествия императрицы - "Екатерининская миля".
- Революция как это было сто лет назад. Часть 2.
- Революция. Как это было сто лет назад.
- Три жизни "Золотой розы".
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Провинциальные истории. Театр как цирк, или Екатеринославские театральные курьёзы.
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 22)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 21)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 20)
- Провинциальные истории. Дом Хренникова - украшение дореволюционного Екатеринослава.
- Провинциальные истории. Архитектурный капитал.
- Провинциальные истории. Дом Мизко.
- Провинциальные истории. Гражданская активность.
- Провинциальные истории. Забавы молодых.
- Провинциальные истории. "Женский вопрос"
- Провинциальные истории. Чем бы публика не тешилась…
- Провинциальные истории. Екатеринославская выставка.
- Провинциальные истории. Офицерское собрание.
- Провинциальные истории. Дом Губернатора.
- Провинциальные истории.
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 19)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 18)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 17)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 16)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 15)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 14)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 13)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 12)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 11)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 10)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 9)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 8)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 7)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 6)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 5)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 4)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 3)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 2)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 1)
- "Старый" мост.
- А. Н. Поль - "cтепной колумб".
- Генерал - губернаторский дворец.
- Город, которого нет.
- Кодакская крепость.
| |