Загадки Преображенского собора. (часть I) | |
Выпуск 61 от 16.02.2005. Тема "История города"
Судьба главного здания Екатеринослава, окутанная мифами, подобно зеркалу отразила перипетии жизни города первых десятилетий. Заложенный двумя императорами, спроектированный по классическому европейскому образцу, главный собор третьей столицы империи так и не был построен. Как не состоялась и сама "третья столица". Собор появился почти через пять десятилетий - на том же месте и сохранив название - но в несколько раз меньше по размерам и по другому проекту.
Главный фасад Преображенского собора. Проект Клода Геруа. Около 1787 г.
I. ИДЕЯ И МЕСТО
В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в свое знаменитое путешествие на Юг России к черноморскому побережью. Путешествие Екатерины ІІ сперва планировалось осуществить весной 1784 г. Однако оно состоялось несколькими годами позже, с января по июль 1787 г. 22 апреля Екатерина ІІ уже оставила Киев и направилась вниз по Днепру, где императорская флотилия должна была преодолеть днепровские пороги и пройти к устью реки, посетить новый город Херсон, а потом, осмотреть недавно (с 1783 г.) присоединенный к Российской Империи Крым, переименованный в Тавриду. Посещение Крымского полуострова, особенно его юго-западной оконечности с городом Севастополем, являлось конечной и главной целью императорского путешествия. Путь императрицы лежал через бывшие запорожские земли. Екатерина ІІ, проведя в Новом Кодаке два дня (7-8 (18-19) мая 1787 г.), 9 (20) мая утром выехала к местности неподалеку слободы Половицы для закладки Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра. Здесь состоялась торжественная церемония - императрица вместе с австрийским императором Иосифом ІІ, Г.А. Потемкиным и другими официальными лицами заложили первые камни первого сооружения губернского города. Сохранились сведения, что Екатерина ІІ, взойдя на гору, промолвила: "Место сие имеет вид приятного обиталища" [305]. Французский посол граф Л.-Ф. Сегюр упоминает в своих мемуарах об этом торжестве: "9 мая - в царском шатре отслужили молебен, и государи, в присутствии архиепископа, совершили закладку собора нового города в чрезвычайно красивой местности". Детальное описание церемонии закладки Екатеринослава помещено в "Устных воспоминаниях" запорожского казака Никиты Коржа; с той поры оно более-менее детально воспроизводилось во многих изданиях, в том числе "Истории города Екатеринослава" Д.И. Яворницкого.
Итак, первое здание нового города. Отчего же собор и всю центральную часть нового Днепровского Екатеринослава задумали разместить на труднодоступной, безводной горе? Какими мотивами руководствовался "демиург" Екатеринослава князь Потемкин, "возвышая" новый город и прежде всего новый собор, не случайно названный им Преображенским? Екатеринослав задумывался им как третья столица Российской империи, главный центр колонизационных процессов на всем российском Юге. Идеи Г.А. Потемкина по обустройству нового города концептуально изложены в его деловом письме к императрице, известном как "Начертание города Екатеринослава" от 6 октября 1786 г. В историко-архитектурных работах значение "Начертания" часто ограничивается архитектурными вопросами: документ считают сопроводительной запиской к плану города 1786 г., а авторами называют архитекторов М.Ф. Казакова или К. Геруа. Г.О. Потемкин действительно подавал "Начертание" и план на рассмотрение Екатерины ІІ вместе, но значение этого документа выходит далеко за рамки пояснений к плану. Инициативы Г.А. Потемкина, которые в литературе часто именуют "потемкинскими прожектами", были достаточно продуманной и планомерной программой развития города, обладавшей некоторой внутренней логикой.
Генеральная идея "Начертания" - возведение "идеального" города - центра управления колонизационными процессами на Юге империи, - отвечала требованиям времени, воплотив европейские достижения в области теории градостроительства и проблем городского развития эпохи Просвещения. Эта идея определила выбор территории и функций города и обусловила его архитектурно-планировочное решение. В конце XVIII в. Екатеринослав задумывался как экономический, административный и культурный центр Новороссии. Обращаясь к Екатерине ІІ, Потемкин видел оптимистичные перспективы нового города: "Всемилостивейшая Государыня, где же инде, как в стране, посвященной славе Вашей, быть городу из великолепных зданий; а потому я и предпринял проекты составить, достойные высокому сего града названию". "Начертание" определяло основные функции и довольно выразительный перечень главных сооружений города. Предполагалось построить "судилище наподобие древних базилик, торговые ряды с биржей, театр, "палаты" генерал-губернаторские, архиепископство с дикастерией и школой, инвалидный дом и аптеку, дома губернатора, вице-губернатора, дворянского собрания, фабрики суконную и шелковую, университет с консерваторией. Представительный список и монументальность сооружений в воображении Потемкина должны были символизировать новую жизнь жителей южных территорий, которые только что стали частью Российской империи.
Главное место здесь отводилось собору: "Во-первых, представляется тут храм великолепный в подражание Святаго Павла, что вне Рима посвященный Преображению Господню в знак, что страна сия из степей безплодных преображена попечениями вашими в обильный вертоград, из обиталища зверей в благоприятное пристанище людям из всех стран текущим". Как видим, Потемкин сознательно придал названию собора широкое символическое значение - собор Преображения как символ колонизационных преобразований в Южном крае, победа над характером местности, "степной вольностью" (как это понимали в то время).
Что же касается места, отведенного городу в "Начертании", то поиск аналогий неизбежно приводит нас к греческим ассоциациям, и прежде всего, с Афинским Акрополем. Сам перечень главных сооружений Екатеринослава содержит отсылки к античному градостроительному опыту: "судилище наподобие древних базилик" и "лавки полукружием на подобие пропилей или преддверия афинскаго". И еще более откровенно намерения Потемкина отражают его собственные стихи, посвященные Екатерине: "Из мертвых здании разбросанныя камни Последуя твому божественному гласу В приятной легкий строй Составят вновь Афины". Эти стихи предназначались для торжественной церемонии закладки собора и города имени Екатерины 9 мая 1787 г. и, вероятно, были тогда же прочитаны Потемкиным. Черновой набросок Потемкина с этими стихами обнаружил известный историк Г.В. Вернадский, и только в 1919 г. он опубликовал их в "Известиях Таврической Ученой Архивной Комиссии". Таким образом, есть основания считать, что Потемкин действительно предполагал сделать Екатеринослав "Новыми Афинами" на Днепре. Центральная часть уподобилась бы афинскому Акрополю; венчать же весь ансамбль был призван собор Преображения Господня, символизировавший преображение всего края.
13 октября 1786 г. Екатерина II официально утвердила первый генеральный план Екатеринослава, составленный в строгом соответствии с положениями потемкинского "Начертания". Автором его был Клод Геруа - выдающийся французский архитектор, академик Парижской Академии. Некоторое время он работал в России, где получил в 1776 г. звание академика "Академии художеств". Центр города запроектирован на большой пологой вершине холма, возле излучины Днепра. Архитектор предлагал расположить здесь большую городскую площадь с Преображенским собором и главными административными и общественными зданиями. Будущий собор должен был стать архитектурной доминантой нового Екатеринослава.
Клод Геруа выполнил и первый проект главного собора. Его чертежи - главный и боковой фасады, план - сохранились в Российском военно-историческом архиве в Москве (авторство их установил известный днепропетровский историк архитектуры, профессор С.Б. Ревский). Проект интерьера собора выполнил итальянский художник Моретти. Храм в проекте Геруа представлял из себя грандиозную пятинефную базилику. Кроме увенчивающего здание массивного купола, украшением здания должны были служить портики - восьмиколонный портик коринфского ордера на главном фасаде и шестиколонные портики на боковых фасадах.
II. РИМСКИЙ ПРООБРАЗ: СОБОР СВ. ПЕТРА ИЛИ СВ. ПАВЛА?
В "Начертании города Екатеринослава" Г.О. Потемкин говорит о соборном храме "в подражание св. Павла, что вне Рима". Это не помешало комментатору первой публикации "Начертания" в журнале "Русский архив" в 1865 г. утверждать, что екатеринославский храм должен был быть на 1 аршин больше, чем римский собор св. Петра. Эта точка зрения в крайне упрощенном виде (Г.О. Потемкин будто бы дал задание архитектору составить проект "на один аршинчик выше" (существует вариант - длиннее) чем римский храм св. Петра, да еще и с 12 престолами, а потом архитектор, испугавшись такого заказа, убежал "за тридевять земель") повторена в разных вариациях в большинстве историко-краеведческих работ. Удивительно, что такая же точка зрения перекочевала и закрепилась в основных работах русской историографии "века Екатерины" конца XIX - начала ХХ вв. Легенда стала стереотипом, определившим отношение к проекту собора большинства исследователей на всем протяжении ХХ в.
Вследствие этого произошел удивительный казус. Историки XIX в. просто приписали самому Г.А. Потемкину ошибку, считая, что он имел в виду римский храм св. Петра, а в тексте "Начертания" банально ошибся, написав "св. Павла, что вне Рима". Выдающийся русский историк, профессор Дерптского (Тартуского) университета А.Г. Брикнер, комментируя в "Истории Екатерины Второй" текст "Начертания", указал, что надо было выстроить храм "в подражание храма св. Петра в Риме", делая примечание "в бумаге, очевидно, по ошибке сказано "Св. Павла". Известный украинский историк Д.И. Багалий в конце XIX в. сделал аналогичное замечание: "очевидно, Потемкин хотел сказать св. Петра". Имеем классический пример, когда стереотипное негативное представление о конкретном историческом лице при отсутствии информативных исторических источников определило необъективное отрицательное отношение к результатам его деятельности. Историки ХIX века приписали "гигантоману" и "прожектеру" Г.А. Потемкину действия, которые выглядели бы, по их мнению, логичными. Плюс недостаточная компетентность в собственно историко-архитектурных вопросах обусловила тот факт, что два разных сооружения признавались за одно, соответственно, ошибка и незнание самых исследователей были приписаны Г.О. Потемкину.
Базилика Сан Паоло фуори ле мура в Риме. IV в. н. э. Главный неф.
И только в середине ХХ в. стали появляться работы историков архитектуры, где доказано, что в действиях фаворита (а по последним исследованиям - мужа и фактического соправителя) Екатерины II присутствует логика и трезвый расчет. Г.О. Потемкин не ошибался; а в Риме и сейчас существует храм "san Paolo fuori le mura", то есть св. Павла за городскими стенами. Он является старейшей сохранившейся христианской базиликой IV в. н.э. Более ранние исследователи не обращали внимания на вопрос: зачем было Г.А. Потемкину для наибольшего (по утверждениям авторов) храма России и православного мира брать за образец главный католический храм мира, построенный значительно позднее раскола 1054 г. на католиков и православных? Такой поступок, по их мнению, объясняется "натурой" Г.А. Потемкина, предрасположенного к гигантомании и фантазированию. Г.А. Потемкин не ошибался, а, наоборот, сделал серьезный стратегический шаг, избирая за образец главного православного храма России - старейший храм Рима, построенный до раскола 1054 г. (В православной традиции православными считаются все христианские церкви до 1054 г.).
Между двумя возможными прообразами екатеринославского собора имеется еще одно существенное различие - храм св. Петра в Риме представляет тип крестово-купольного храма, а храм св. Павла за стенами - является базиликой. Проект Преображенского собора работы К. Геруа, выполненный согласно потемкинскому "Начертанию", представляет собой не крестово-купольное, а базиликальное сооружение с пятью нефами, то есть, совсем не схож с собором св. Петра в Риме. Проект Геруа долгие десятилетия хранился (и хранится) в московском архиве, поэтому не был знаком местным историкам и краеведам; специалисты начали знакомиться с ним только с середины ХХ века.
Первым из историков стереотипную легенду попыталась развенчать в 1929 г. Н.Д. Полонская-Василенко, приведя исчерпывающие доказательства ее несостоятельности с архитектурной точки зрения. Однако негласный запрет на работы этого историка в течение продолжительного времени послужил причиной консервации ложного представления в массовом сознании горожан. Дошло до того, что сам текст (или отдельные фрагменты) "Начертания" в большинстве краеведческих работ публикуются с ошибками, в первую очередь "в подражание св. Петра что в Риме", вместо оригинального "в подражание св. Павла, что вне Рима". Во второй половине ХХ в. в работах известных историков архитектуры С.Б. Ревского и В.И. Тимофеенко уже говорится о храме "св. Павла что вне Рима", а последний впервые опубликовал в 1984 г. чертеж бокового фасада храма по проекту К. Геруа. Несмотря на все вышесказанное, легенда о том, что собор должен был быть "на аршинчик длиннее" или выше, чем собор св. Петра в Риме, кажется, получила постоянную прописку в большинстве современных днепропетровских работ. Большая часть местных изданий, даже последних лет, изданных к 225-летнему юбилею города, к сожалению придерживаются традиционной точки зрения о храме - аналоге римского собора св. Петра, с 12-ю престолами и "на аршинчик выше" (или длиннее).
Конец первой части.
Максим Кавун
А также по теме "История города":
- Днепропетровскому трамваю – 115 лет
- Как строился днепропетровский вокзал
- Ворота города. История строительства днепропетровского вокзала
- Проекту «южной столицы» на Днепре – 225 лет
- Первая 9-этажка Днепропетровска отметила юбилей
- Предыстория «Пассажа»: 200 лет бойкой торговли
- Новая старая «Library»
- Сто лет назад в Екатеринославе появился первый кондоминиум
- О чем расскажут гербы города на Днепре
- День города в Днепропетровске: традиции и новации
- Дворец Ильича – умирающий шедевр конструктивизма
- От «сталинского ампира» до «брежневского минимализма»
- Как Екатеринослав стал Днепропетровском
- Самый диковинный аттракцион в детском парке
- Улица Ширшова: торговая и многолюдная
- Загадки «медной бабушки», или Как Екатерина II уступила место Ломоносову
- УЛИЦА ГОПНЕР: здесь жили фабриканты и революционеры
- НОВЫЕ ШТРАФЫ за самовольное строительство
- Зданию первой гимназии Екатеринослава – 150 лет
- Архитектор первых элитных «высоток» и днепропетровской «Лубянки»
- Каким был первый «небоскреб» Днепропетровска?
- На здании бывшей Городской Думы появилась памятная доска
- Улица электриков, мукомолов и влюбленных
- Он спроектировал «Дом-самолет» и реконструировал «Озерку»
- Покорители космоса на карте Днепропетровска
- Самая необычная улица Днепропетровска: в парке и без домов
- О чем расскажет улица Шмидта
- Здание Брянского собора возвращено церкви. Какой храм следующий?
- «Женские» памятники Днепропетровска
- Женские имена на карте Днепропетровска
- Архитектор дворцов и универмагов
- Последний классик старого Екатеринослава
- «Космические» улицы Днепропетровска
- Как появился жилмассив Красный Камень
- Маленький юбилей большой Победы
- «Календарные» улицы Днепропетровска
- Екатеринославская Иордань
- Откуда родом Новый год?
- О чем могут рассказать скульптуры на фасадах домов
- ПРИЗРАКИ старого Екатеринослава
- «Украинский дом» от питерского зодчего
- КТО ПОСТРОИЛ «АСТОРИЮ»?
- Тюремное прошлое оперного театра
- Дома в стиле модерн от Дитриха Тиссена
- Украинский модерн в Екатеринославе начался с …Трубы
- «Юность Днепра»: как появился первый квартал Набережной
- Екатеринославский след итальянской династии
- Последний храм Екатеринослава строил… кубинский революционер
- Днепропетровский «бродвей». От эпохи к эпохе
- Днепропетровский «Бродвей». От улицы Ленина до Серова
- Днепропетровский «Бродвей»
- Архитектурная диковинка Екатеринослава
- Три лица Театрального бульвара
- Удивительные рекорды днепропетровских улиц
- Банк под императорской короной
- Архитектурный «отец» екатеринославских театров
- Яркий свет «тихого» архитектора
- Лодки на проспекте Наводнения в Екатеринославе: как это было
- ПОЧЕМУ ПЛАВАЕТ «ОЗЕРКА»?
- Главный архитектор Екатеринослава
- Архитектор «золотого века» Екатеринослава
- Зодчий музеев, больниц и вокзалов
- «След» Бродницких в Екатеринославе
- Приют для бомжей в стиле модерн
- Питерский зодчий построил судебный дворец в Екатеринославе
- «Царский зодчий» украсил Екатеринослав храмом
- Любимый архитектор «высшего общества»
- Екатеринославские шедевры харьковского зодчего
- Его здания были украшением города
- Брат великого писателя – губернский архитектор Екатеринослава
- Архитекторы петербургских дворцов и… храмов Екатеринослава
- Ирония судьбы екатеринославского зодчего
- Андреян Захаров – архитектор главного храма Екатеринослава
- Забытый архитектор раннего Екатеринослава
- Уильям Гесте - автор генерального плана Екатеринослава
- Загадка Клода Геруа
- Зодчий, начертавший Екатеринослав
- Иван Старов - первый архитектор Екатеринослава
- Дом Нестелей на Московской
- Проспект Кирова, 11: самый большой дом на Полевой
- Проспект Карла Маркса, 39: слабый след давно ушедшей эпохи
- Проспект Гагарина, 26: первый век истории
- Улица Глинки, 16: неизвестная история известного отеля
- Улица Мечникова, 10: дом бедного мецената
- Улица Ворошилова, 25: вуз трех эпох
- Проспект Карла Маркса, 91: между прошлым и будущим
- Проспект Карла Маркса, 55: здесь раньше текла река
- Улица Жуковского, 6Б: в этом доме жили именитые люди города
- Улица Ленина, 20: жертва прагматизма
- Строили университет – получилось общежитие
- Пушкинский проспект, 26: лучший памятник города
- Проспект Карла Маркса, 44: миражи прошлого
- Проспект Карла Маркса, 44: миражи прошлого
- Улица Мильмана, 154А: руины государственной благотворительности
- Улица 8-го Марта, 19: несостоявшийся особняк
- Улица Чкалова, 6: дом скромного фельдшера
- Гоголя, 1: колыбель местной Фемиды
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ширшова, 14: руины былых амбиций
- Проспект К. Маркса, 67: забытый отель
- Монастырский остров: одинокий дом над Днепром
- Улица Чичерина, 100: результат конфликта
- Улица Яворницкого, 6: «дом с привидениями»
- Южная, 8: первый дом на улице
- Проспект Карла Маркса, 65: «американское строительство» образца 1913 года
- Улица Московская, 3: стена на память
- Улица Шмидта, 17: наследие государственных монополий
- Набережная Ленина, 17: символ забытых побед
- Улица Артема, 29: неожиданная больница
- Проспект Карла Маркса, 104: метаморфозы императорского дворца
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Дом Карпас на Философской
- Дом Гимназии в Нижнем Екатерининском поселке
- Дом Лабинских на Новодворянской
- Дом Лабинских на Новодворянской
- Дом Бродского на Клубной
- Дом Кулабухова по Центральному скверу
- Дом ХЗБ на 2-й Чечеловке
- Дом Приходько на Полицейской
- Дом Городского общества на Александро-Невской площади
- Дом ПЕДО на Казачьей
- Дом Остроухова на Проспекте
- Дом Нестелей на Московской
- Дом Кофмана на Широкой
- Дом «Сачок» по Проспекту
- Дом "Сачок" по Проспекту
- Дом Уездного земства в Диевке
- Дом общества приказчиков по Большой Базарной
- Дом Ванифатова на 2-й Чечеловке
- Дом Боте на Проспекте
- Дом Боте на Проспекте
- Дом Боте на Проспекте
- Дом железной дороги на МОПРа
- Дом Андриевских на Садовой
- Дом Колесникова на Новой
- Дом Губернского земства по Крутогорной
- Дом Губернского земства по Крутогорной
- Дом Благотворительного общества на Новодворянской
- Дом Абермет на Воскресенской
- Дом Абермет на Воскресенской
- Дом Хренникова на Проспекте после войны
- Дом Каплана на Казачьей
- Дом Хренникова на Проспекте в годы войны
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Заморуева на Казачьей
- Дом Губернского земства на Соборной так и не стал настоящим музеем
- Дом мусульманской общины на Херсонской
- Дом Екатеринославского дворянства на улице Казанской
- Дом Екатеринославского дворянства на Казанской Часть 2. Пансионат
- Дом Заславских на Литейной
- Дом Лившица на Провиантской: 100 лет спокойствия
- Дом Струковых на Новодворянской: гибель усадьбы
- Дом Струковых на Новодворянской
- Дом Благотворительного общества на Керосинной
- 2-й Мануфактурный ряд на Троицком базаре
- Дом Шишмана на Московской: здесь процветала коммерция
- Дом Стефановича на Полицейской. Аптека там была всегда
- Дом завода имени Петровского на улице Караваева: история общежития-дворца
- Дом общества Хоральной синагоги
- «Печатня С.П. Яковлева» на Садовой. часть 2.
- "Печатня С.П. Яковлева" на Садовой
- Дом Геккера на Гоголевской
- Дом Копылова на Проспекте
- Дом Айнбергов на Нагорной
- Дом Сухотинского на Первозвановской
- Дом Дворовенко на Провиантской
- Дом Кауфмана на Успенской площади
- Дом Геккера на Петербургской
- Дом Общества попечения о детях на Проспекте
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Зильбермана на Проспекте
- Что следует знать о дарении квартиры
- Дом Донцова на Соборной
- Дом Герхес на Первозвановской
- Дом Трояновского на Проспекте
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Джигит на Гостинной
- Дом Научного общества на І-й Чечеловской
- Дом общества «Скорой помощи» на Проспекте
- Дом Иоффе на Клубной
- Дом Долгова на Гоголевской
- Ему Екатеринослав обязан многим. Конец губернаторства
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Иногородние банки: Санкт-Петербургский Международный Коммерческий банк.
- Иногородние банки: Азово-Донской коммерческий банк
- Иногородние банки: Коммерческие банки
- Иногородние банки: Харьковский земельный банк
- Иногородние земельные банки
- Местные банки: Екатеринославский городской ломбард
- Местные банки: учреждения мелкого кредита
- Местные банки: Общества взаимного кредита
- Местные банки: Общество взаимного кредита Екатеринославского губернского земства
- Местные банки: Екатеринославский городской общественный банк
- Местные банки: Екатеринославский Коммерческий банк
- Местные банки: Екатеринославский Коммерческий банк
- Государственные банки: Приказ
- Финансовый Екатеринослав. Часть ІV
- Государственные банки: Дворянский земельный и Крестьянский поземельный
- Частный кредит и ростовщичество
- Каким был первый советский Генплан Днепропетровска
- На собственной земле
- Банкирские дома
- Каким был первый советский Генплан Днепропетровска
- Дом без клуба
- Верхнекрасный рынок
- Устав Английского клуба не изменялся ни разу
- «Пока будет существовать Английский клуб…»
- Екатеринославсоке Коммерческое собрание
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть IV
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть III
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть II
- 13 ТАЙН ДВОРЦА ПОТЕМКИНА Необычная история необыкновенной резиденции
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть VI
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть V
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть IV
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть III
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть II
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ
- ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. История и политика
- ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Начало начал
- Днепропетровская хронология. Даты основания
- ДНЕПРОПЕТРОВСКИЕ ЮБИЛЕИ: зеркало городской истории
- УНИВЕРСАЛЫ: охранные грамоты независимости, или…?
- СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ПОТЕМКИН. «Отец-основатель» Екатеринослава
- СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ПОТЕМКИН. БЛАГОРОДНЫЙ ХИТРЕЦ?
- Светлейший князь Потемкин. «ВИЦЕ-КОРОЛЬ» ЮГА
- Светлейший князь Потемкин державный муж
- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ РИШЕЛЬЕ, или Жизнь замечательного губернатора. Часть II
- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ РИШЕЛЬЕ, или Жизнь замечательного губернатора. Часть I
- СТЕПНОЙ КОЛУМБ или превратности судьбы Александра Поля
- Екатеринославцы в Думе: «Господин председатель» Михаил Родзянко
- Григорий Петровский. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. Часть 2. (Город и люди)
- Григорий Петровский. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. Часть 1. (Город и люди)
- «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!» Эпизод из истории Днепропетровска сталинской эпохи. (Город и люди)
- Как возрождался Днепропетровск.
- «КУКУРУЗНАЯ СТОЛИЦА» НА ДНЕПРЕ Прихоть вождя или…?
- Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека
- Днепропетровск: философия успеха. Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека.
- Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека
- Днепропетровск: философия успеха. Первое лицо республики: успехи и драмы Владимира Щербицкого.
- Днепропетровск: философия успеха. Виктор Пинчук: Превратности судьбы «скромного» олигарха.
- Днепропетровск: философия успеха. Днепропетровские ребусы для «газовой принцессы»
- Днепропетровск: философия успеха. Эпоха Леонида Кучмы в истории Днепропетровска
- Днепропетровск: философия успеха. «Хозяин Приднепровья»: взлеты и падения Павла Лазаренко
- Днепропетровск: философия успеха. Архетипы Днепровского мегаполиса.
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимические загадки и курьезы Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимический пейзаж современного Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимические перипетии «кузницы кадров»
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимия довоенного Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимия старого Екатеринослава
- Сколько имен у Днепропетровска?
- ИОРДАНЬ НА ДНЕПРЕ. Как встречали Крещение в старом Екатеринославе
- Гений места. Путешествие от окраин к центру Днепропетровска: штрихи к портрету мегаполиса
- Гений места. Вершина "Соборной горы".
- Гений места. ЦУМ и вокруг ЦУМа - "Деловое сердце" Днепропетровска
- Гений места. Транспортные ворота и торговый рай. Вокзал - Озерка
- Гений места. Революционный очаг Екатеринослава
- Гений места. Золотые купола и заводские трубы.
- Гений места. Часть XXXV. Космические ворота Днепропетровска
- Гений места. Часть XXXIV. Прогулка по проспекту Кирова
- Гений места. Часть XXXIII. Юго - Запад
- Гений места. Часть XXXII. Вокруг Нагорного рынка
- Гений места. Часть XXXI. Мандрыковка.
- Гений места. Часть XXX. От ДИИТа до Подстанции.
- Гений места. Часть XXVX. Южная визитная карточка.
- Гений места. Часть XXVIII. Контуры «Победы».
- Гений места. Часть XXVII. Лоцманская столица
- Гений места. Часть XXVI. Лицом к Днепру. Как создавалась Набережная
- Гений места. Часть XXV. Мосты в судьбе города
- Гений места. Парки. Часть VIII. Нагорный оазис.
- Гений места. Парки. Часть VII. Полузабытый пантеон.
- Гений места. Парки. (Часть VI). Парки - некрополи.
- Гений места. Парки (Часть V). Парк власти.
- Гений места. Парки (Часть IV). Зеленый центр индустриального мегаполиса.
- Гений места. Парки (Часть III) Зеленый центр индустриального мегаполиса.
- Гений места. Парки (Часть II) Лучший парк Днепропетровска.
- Гений места. Парки. (Часть I) Лучший парк Днепропетровска.
- Гений места. Тайны Днепропетровских островов.
- Гений места. Города, которых нет.
- Гений места. Cамарское левобережье.
- Гений места. Cтарая игрень.
- Гений места. Чапли.
- Гений места. Приднепровск.
- Гений места. Мануйловка - Воронцовка - Солнечный.
- Гений места. "Анд" - Амур-Нижнеднепровск.
- Гений места. Северные ворота Днепропетровска.
- Гений места. Заднепровье. "Одноэтажный Днепропетровск".
- Гений места. Обуховка. Зеленый рай.
- Гений места. Таромское. "Девятый район" Днепропетровска.
- Гений места. Диевка и Сухачевка.
- Гений места. Кайдаки. Город в городе.
- Гений места. Кайдаки. Город до города.
- Гений места: истоки современного Днепропетровска.
- Загадки Преображенского собора. (часть IV)
- Загадки Преображенского собора. (часть III)
- Загадки Преображенского собора. (часть II)
- Гостиничный бизнес в Екатеринославе. (часть II)
- Гостиничный бизнес в Екатеринославе.
- Екатеринослав революционый февраль - октябрь 1917 года. (часть III)
- Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года). часть II.
- Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года)
- Свидетель путешествия императрицы - "Екатерининская миля".
- Революция как это было сто лет назад. Часть 2.
- Революция. Как это было сто лет назад.
- Три жизни "Золотой розы".
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Провинциальные истории. Театр как цирк, или Екатеринославские театральные курьёзы.
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 22)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 21)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 20)
- Провинциальные истории. Дом Хренникова - украшение дореволюционного Екатеринослава.
- Провинциальные истории. Архитектурный капитал.
- Провинциальные истории. Дом Мизко.
- Провинциальные истории. Гражданская активность.
- Провинциальные истории. Забавы молодых.
- Провинциальные истории. "Женский вопрос"
- Провинциальные истории. Чем бы публика не тешилась…
- Провинциальные истории. Екатеринославская выставка.
- Провинциальные истории. Офицерское собрание.
- Провинциальные истории. Дом Губернатора.
- Провинциальные истории.
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 19)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 18)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 17)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 16)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 15)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 14)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 13)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 12)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 11)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 10)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 9)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 8)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 7)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 6)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 5)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 4)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 3)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 2)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 1)
- "Старый" мост.
- А. Н. Поль - "cтепной колумб".
- Генерал - губернаторский дворец.
- Город, которого нет.
- Кодакская крепость.
| |