Судя по всему, кризисные явления в экономике затянутся. Вместо того, чтобы отдать прблемные банки в руки иностранных инвесторов, которые бы сами взяли на себя проблемы банков, государство решило деньги — $1,4 млрд., полученные от МВФ, пустить на возврат внешних долгов рекапитализированных банков.
Таким образом, частные интересы собственников банков стали выше государственных, что и привело к такому распределению средств. Скорее всего, после нормализации ситуации в проблемных банках за счет госсредств, собственники смогут вернуть себе контрольные пакеты акций. Это вынужденный шаг, поскольку реструктуризировать данную задолженность, скорее всего, не получится.
Источник в Минфине сообщает, что на уровне министра и главы миссии МВФ обсуждалась возможность использования средств второго транша кредита, зачисленных на счета Госказначейства, для выплаты долгов тех национализированных банков, которые не смогут договориться о реструктуризации своих внешних долгов. «Этот кредит — часть программы технической помощи МВФ по рекапитализации банков», — говорит чиновник.
Если проанализировать внешние долги украинских банков, выстроившихся в очередь на национализацию, то наиболее крупным должником перед нерезидентами выступает «Надра Банк», которому в текущем году необходимо выплатить $425 млн. и еще около $600 млн. — на протяжении следующего года. Внешние долги «Родовiд Банка» составляют около $55 млн., Укрпромбанка — $34 млн., Укргазбанка — $23 млн. Прибавив к этой сумме обязательств долги банка «Финансы и кредит» (около $300 млн.), как раз и получаем задолженность в $1,4 млрд.
Эксперты считают, что выплата этих средств в счет зарубежных кредиторов неизбежна, как бы ни старалось правительство добиться от коммерческих банков реструктуризации их внешней задолженности. Во-первых, согласно принципам по реструктуризации долгов, рекомендованным Европейским центральным банком, кредиты по торговому финансированию, полученные банками из-за рубежа, не должны быть включены в перечень публичных долгов, подлежащих реструктуризации.
Национализация проблемных банков, с точки зрения иностранных инвесторов, всегда должна сопровождаться и национализацией их долгов. Так это происходит при вхождении правительств европейских государств в капитал местных банков.
«Существует такой принцип, как прозрачность реструктуризации, — говорит почетный президент Укргазбанка Василий Горбаль. — Иностранный инвестор должен понимать, что подписывает соглашение о пролонгации задолженности со стабильной менеджерской командой. А она придет в банки только после рекапитализации со стороны государства». Поэтому, говорят банкиры, идея реструктуризации долгов коммерческих банков, подлежащих национализации, до вхождения в их капитал государства — может оказаться невыполнимой задачей.
По материалам интернет-издательств