RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Выбрать год:   2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры


  Гений места. Часть XXXIII. Юго - Запад
Выпуск 98 от 02.11.2005. Тема "История города"

Древние римляне называли это «genius loci» – «душа места», «гений места» – те уникальные, неповторимые черты, которые в комплексе и создают оригинальный образ территории. Попробуем описать историю и особенности формирования районов Днепропетровска от древности до наших дней, чтобы получше рассмотреть лицо нашего города и заглянуть ему в душу.


Один из коттеджей в поселке «Строитель» и его маленький житель. Фото из книги О.А. Швидковского «Днепропетровск» (1960 г.)

Во второй половине ХХ века Днепропетровск стремительно выдвинулся на юго – запад, застраивая свободные площади промышленными и жилыми объектами вдоль улицы Днепропетровской (Героев Сталинграда). Застройка этого района напоминает мозаику. Одноэтажные поселки Строитель, Корея, Мирный, появившиеся после Великой Отечественной войны. Промышленные гиганты – заводы шинный и прессов, и построенные для рабочих этих предприятий жилмассивы. Поселок Краснополье, известный с XVIII века, привольно раскинувшийся между несколькими балками.

Улица с «нескромным» названием

Улица Героев Сталинграда – главная артерия юго-западной части современного мегаполиса. Старожилы Днепропетровска называют ее по-старому – Днепропетровская. Потому что так она называлась несколько десятилетий. Неизвестно точно, кому и когда пришла в голову идея назвать длинную магистраль именем своего же города. Еще во время «эпохи застоя» местная пресса высказывала справедливые упреки, что это, по меньшей мере, нескромно. В семидесятых годах предлагали варианты переименования улицы, например, в проспект имени Бабушкина – в честь видного екатеринославского большевика. Однако его имя уже носила улица (бывшая 2-я Чечелевка, где располагался и дом Бабушкина). Этот вариант принят не был. Автор статьи, помещенной в газете «Днепр Вечерний» (5 февраля 1975 г.) справедливо возмущался: «Давать улице название своего города, по-моему, и не принято, и неуместно. Но коль так случилось, может быть, лучше бы присвоить ей более близкое название – Днепровского проспекта, тем более, что в нашем городе уже есть улица Бабушкина. Вспомним, как красиво и впечатляюще звучит известное всем название – Невский проспект».

Впрочем, и это «красочное» предложение не подействовало на городские власти. «Днепропетровской» улица называлась несколько десятилетий, пока ее не переименовали в Героев Сталинграда. Кажется, это было уже в восьмидесятых годах (точную дату, к сожалению, назвать не могу). Правда, до сих пор на многих указателях домов написано «улица Днепропетровская».

А первое название улицы – Сурско-Литовское шоссе. Потому что крайней южной точкой магистрали является старинное село Сурско-Литовское (в Днепропетровском сельском районе). Оно основано в конце XVIII века и первую часть названия получило от реки Суры, а вторую – от того, что его населили рабочие екатеринославской казенной суконной фабрики – переведенные из Белоруссии. В XVIII веке жителей и Белоруссии, и Литвы часто называли «литвинами».

Вторая половина ХХ века: «прыжок» на юго-запад

Тенденция интенсивного развития Днепропетровска в юго-западном направлении проявилась уже с конца сороковых годов ХХ века. В начале ХХ столетия на нынешней «Развилке» расположили два новых городских кладбища – общегородское и еврейское, потому что тогда застройка Екатеринослава оканчивалась в современном тупике четвертого трамвая. Казалось – город не скоро придет на юго-запад. Но во второй половине ХХ века Днепропетровск развивался невиданными темпами. В 1944 г. началось строительство Автозавода – нынешнего «Южмаша», а чуть позже застроились поселки для рабочих этого завода – Верхний (выше завода, к северо-западу от современной ул. Титова) и Нижний (ниже завода – верх современной ул. Рабочей). О заводе и об этих поселках – рассказ впереди.

В конце пятидесятых годов уже полностью застроился участок современной «Развилки», улица Титова и кварталы к юго-западу – поселки Верхний, Строитель, Шинник. Историк архитектуры О.А. Швидковский в 1960 г. в книге «Днепропетровск» предсказал «прыжок» города в юго-западном направлении. Вот что он пишет: «Неподалеку от поселка Строителей возводится ряд кварталов с многоэтажной застройкой. Следует отметить, что именно в этом направлении происходит наиболее интенсивное расширение правобережной части Днепропетровска и это не случайно, так как здесь имеются свободные, удобные для застройки и здоровые территории». А строительство промышленных гигантов – завода прессов и шинного завода – только ускорило интенсивное заселение и освоение территории. С 1958 г. проложена трамвайная линия по Сурско-Литовскому шоссе. Появились массив «12 квартал» и поселок Мирный. А потом Днепропетровск присоединил к себе старинное село Краснополье.

Коттеджи эпохи «развитого социализма»: поселок Строитель

С конца 1940-х гг. к югу от поселка Верхнего в степи застроился поселок, получивший название «Строитель» (ныне территория вдоль ул. Героев Сталинграда к югу от ул. Энергетической). Застраивался он однотипными одно-двухэтажными жилыми домами. Современник, историк архитектуры О.А. Швидковский, дал в 1960 г. такое описание поселка: «К Сурско-Литовскому шоссе примыкает поселок Строителей, который по своей планировке, застройке и благоустройству является одним из лучших на Украине. Поселок имеет тупиковую систему планировки. От магистрали в глубь застройки проложено несколько зеленых уличек – местных проездов, а от них, в свою очередь, отходят короткие тупички, заканчивающиеся небольшой площадкой, на которую выходят участки индивидуальной застройки. Территория поселка отлично озеленена, участки огорожены добротными красивыми оградами, по улицам проложены тротуары, водостоки, высажены цветы, установлены электрические фонари. Привлекательно выглядит и застройка поселка, осуществленная, в основном, одноэтажными индивидуальными каменными домами. Следует отметить, что домовые участки очень невелики, что обеспечило сравнительно высокую плотность застройки и сделало индивидуальную малоэтажную застройку в условиях крупного города более экономичной».

После Великой Отечественной войны правительство и власти крупных городов были вынуждены срочно решать проблему острой нехватки жилья. Именно в это время застройка могла пойти по пути возведения коттеджных поселков, как это принято на Западе. Одним из полигонов для апробации такого метода стал Днепропетровск. К сожалению, вскоре возобладала практика возведения гигантских жилых массивов с их «каменными джунглями» (это было выгодно экономически).

Поселок Строитель остался памятником эксперименту по возведению «коттеджных поселков» эпохи «развитого социализма». Его «собратья» – «поселок Фрунзе» в районе проспекта Петровского (строился еще в 1920-х гг.) и «поселок Мирный» в Приднепровске (тоже послевоенный). И только сейчас вернулись к практике строительства «больших жилых массивов» – теперь уже коттеджных. Поселки Фрунзе и Строитель – советские «прадедушки» нынешних «Золотых Ключей».

Днепропетровская «Корея»

В этой части Днепропетровска существует район, имеющий экзотическое название «Корея». Это юго-восточная часть бывшего поселка Строитель – частный сектор (главные улицы – Юных Ленинцев, Победы, Перекопской Победы и др.). Корея расположена между «12 кварталом» и жилмассивом Тополь. Застраивалась «Корея» после Великой Отечественной войны, в 1950-х гг., когда массово ощущалась нехватка жилья, стихийно осваивались окраинные районы города. Таким путем появилась и днепропетровская «Корея» – попросту говоря, «самострой». Почему поселок получил столь странное название? Одни говорят, что из-за отдаленности от центральной части города – по аналогии с Амуром и Сахалином на левом берегу. Другие – что название придумано в память о проходивших в 1950 – 1953 гг. военных событиях на Корейском полуострове, где СССР принимал самое непосредственное участие. Третьи – из-за характера застройки – разномастных домиков, часто из непрочных материалов, что могло вызвать аналогии с застройкой азиатских городов. Сейчас уже трудно подтвердить или опровергнуть эти версии. Ясно одно – название «Корея» прочно вошло в городскую топографию. Здесь есть даже улица Корейская.

Промышленные гиганты и их жилмассивы

В 1953 г. на южной окраине Днепропетровска, на Сурско-Литовском шоссе началось строительство завода прессов. Первая очередь была введена в строй в феврале 1955 г. – инструментальный цех, а первую продукцию завод выдал в 1956 г. В 1965 – 1967 гг. на заводе прессов был построен крупнейший в СССР цех шинных прессформ. Днепропетровский шинный завод был построен методом «Всесоюзной ударной комсомольской стройки» и начал работу 1 августа 1961 г. А в 1968 г. начала работать вторая очередь предприятия – цех по производству крупногабаритных шин.

Начиная с 1970-х гг., по линии улицы Днепропетровской южнее поселка Строитель стали возводить многоэтажные жилые дома для рабочих шинного завода и завода прессов. Как всегда, отдельными кварталами. В то время появились такие понятия, как 2, 3, 11, 12, 13 кварталы. Со временем название «12 квартал» (или просто «Квартал») закрепилось в сознании горожан как собирательное для всей местности. Это застройка вдоль ул. Героев Сталинграда в районе улиц Инженерная, Марии Ермоловой, 152-й дивизии.

С 1975 г. стал застраиваться еще один жилмассив для рабочих шинного завода, получивший имя Кротова (сейчас улица Данилы Нечая). Первое здание – профилакторий – появилось в 1975 г. После этого «дома малосемейки стали тут расти, как грибы: значительно укрупнившийся завод решал таким образом жилищную проблему, а параллельно и проблему закрепления кадров» («Шинник». – 1991. – 11 апреля). Перспективы этого жилмассива были довольно туманными, как часто это бывает, «забыли» про многие объекты – недостаток детских садов, торговых точек и др. В 1991 – 1992 гг. планировалось построить 9 – 10 этажные жилые дома, детский сад, школу, общественно-торговый центр, АТС. Но, как писала та же газета, «это уже – из очень отдаленного будущего». Что стало с «очень отдаленным будущим» Советского Союза – все мы хорошо знаем.

Зато в районе существуют два известных культурных центра – Дворец культуры «Шинник» и КДЦ «Днепропресс». Дворец культуры для рабочих шинного завода построили в начале 1970-х гг. Для того времени это было крупное «здание общественно-культурного назначения», обладавшее всей необходимой базой для проведения культурного досуга жителей района. В 1987г. здесь были 11 клубов по интересам и даже клуб эсперантистов. Перед Дворцом была устроена обширная площади для митингов и собраний. В девяностых годах часть площадь занял рынок «12 квартал». Пережив эпоху перестройки и распада СССР, Дворец сейчас понемногу возрождается. В 2004 г. обнародовали проект реконструкции Дворца и площади. Предлагается сформировать здесь новый торгово-развлекательный комплекс. Авторы считают, что «это позволит упорядочить пространство, произвести на должном уровне благоустройство территории и вернуть данному месту утраченную функцию главного и любимого места района «12 квартал» (http://gorod.dp.ua/archi/?pageid=509).


Дворец культуры «Шинник». Фото 1970-х гг.

Другим известным местом отдыха является КДЦ «Днепропресс». Когда-то это был кинотеатр имени Бабушкина. В девяностые он понемногу стал разрушаться. И только в 2000 г. открылся в капитально переоборудованном виде как Культурно-деловой центр «Днепропресс». В историю города КДЦ вошел как место, с которого началось возрождение киноиндустрии в Днепропетровске на рубеже тысячелетий. Здесь впервые в городе были поставлены новейшие киноустановки со звуком «Dolby» и другими, как тогда казалось, «чудесами».

Жизнь и смерть Бориса Кротова

А кто же такой Борис Кротов, именем которого назван в районе жилмассив, улица и поставлен памятник? Майор Борис Андреевич Кротов (1899 – 1941) – один из героических участников боев за Днепропетровск в 1941 г. В июле 1941 г. он был командиром 134-го кавалерийского полка 28-й кавалерийской дивизии, которая принимала участие в обороне Днепропетровска. 19 августа 1941 г. в районе Краснополья Кротов со своим полком прикрывал отход за Днепр двух кавалерийских полков. 20-22 августа 1941 г. полк Б.А. Кротова защищал главное направление в районе Сурско-Литовского шоссе. 22 августа 1941 г. Кротов подорвал гранатой немецкий танк и был смертельно ранен. 9 ноября того же года посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза. Похоронен Б.А. Кротов на воинском кладбище «на Развилке». В мае 1979 г. на Молодежном бульваре (ул. Гладкова, 12 квартал) открыли памятник-бюст Бориса Кротова.

Краснополье и Мирный

Западную часть района занимает поселок Краснополье. Он известен с конца XVIII века. Краснополье упоминается в рапортах екатеринославского наместника (губернатора) Иосифа Хорвата (1794 – 1797). В 1796г. он предлагал поселить в селе «Краснополье в окружности Екатеринослава» разного рода людей, прибывших из разных мест в южные губернии России. На самом деле Хорват пытался закрепостить лично свободных людей, собрав их на одном месте под своим контролем. Эти и другие злоупотребления Хорвата были раскрыты, он потерял пост и был отдан под суд. Источники о более поздней истории Краснополья скудны. К моменту включения в состав Днепропетровска село разрослось и заняло обширный район между нескольких балок, восточнее Криворожского шоссе. 15 ноября 1997 г. в поселке освятили капитально реконструированный храм Святого Духа, освящал его архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней.

В пятидесятых – шестидесятых годах на юго-восточной окраине Днепропетровска возник еще один новый жилой поселок, получивший название «поселок Мирный». Толчком к его застройке послужило также строительство шинного завода и завода прессов. Назван поселок был после войны «как бы в подтверждение того, что мы мирные люди» («Днепр Вечерний». – 1990. – 13 ноября). Особых достопримечательностей в Мирном нет. Интересен храм Святого Ильи на улице Баженова – первый за всю историю поселка (открылся в ноябре 2001 г.). А еще – занимательные названия улиц – переулки Вечерний и Привольный, улицы Спутника и Астронавтов, Росси и Паганини.

***

Юго-западная оконечность Днепропетровска. Огромные цеха промышленных предприятий и железнодорожные пути соседствуют с малоэтажными поселками и островками многоэтажных жилых массивов. Типичный район мегаполиса второй половины ХХ – начала ХХI века.


Конец тридцать третьей части.
Продолжение следует ...
Начало в номерах №№ 10-42 (2005г.)




Другие статьи выпуска:


   Объявления
ПРОДАМ КВАРТИРУ В МОСТ-СИТИ С ДИЗАЙНЕРСКИМ РЕМОНТОМ, МЕБЕЛЬЮ И ТЕХНИКОЙ
МЕСТО УСПЕШНОЙ ТОРГОВЛИ!!!! БЕЗ КОМИССИИ!!!


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.