RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Дом Мизко на Полицейской
Выпуск 203 от 16.01.2008. Тема "История города"

Дом в городе - 13

Дом Мизко на Полицейской

Ещё 100 лет назад домовладение (в просторечии - дом) являлось основой города. Налог на недвижимость был базой городского бюджета. Государственное регламентирование строительства касалось только домовладения, и именно оно определяло структуру, характер и облик застройки городских кварталов. Домовладельцы отвечали за поддержание порядка на прилегающих улицах и за многое другое. Кроме всего этого, дома ещё и аккумулировали историю. По крайней мере, так это кажется из дня сегодняшнего.

Часть ІІІ «Немного идеологии»
Век назад престижность екатеринославского доходного дома в значительной степени определялась богатством и стильностью отделки. В этом отношении дом Мизко, на первый взгляд, отличается от многих других доходных домов эпохи только своими гигантскими размерами. Главные фасады основного корпуса и корпуса особняка, который является его органическим продолжением, решены в необарочной стилистике. Эта нарядная и очень дорогая отделка применялась в городе достаточно редко. Импозантность подобных фасадов подчёркивала высокое социальное положение жильцов и одновременно служила рекламой домовладельца, говоря не только о его богатстве, но и о присутствии вкуса.

Решение фасадов отличается редкой для Екатеринослава соразмерностью общей композиции здания и его отдельных деталей и, несомненно, является лучшим в городе подражанием позднему европейскому барокко, в одном из его французских вариантов – «стиле Людовика XVI» (если угодно, его можно назвать и ранним классицизмом). В решении фасадов с их гигантскими колоннадами на мощном цоколе, в которые органично вписаны изящные порталы, чувствуется влияние, а в некоторых деталях и прямое подражание французским образцам 1760-1780-х гг. и их предтече – колоннаде Лувра, построенной ещё при Людовике XIV. Дворцовый характер здания подчёркивается и размещением родового герба в фронтоне особняка, и введением в коринфские капители гигантских пилястр монограммы «М», первой буквы фамилии владельца. При этом даже хаотичное, лишённое симметрии размещение порталов, продиктованное, прежде всего, утилитарными соображениями и вносящее в образ здания элемент неуравновешенности, нестабильности, не разрушает его дворцового образа. Внеся, казалось бы, незначительные изменения в композиционный строй и декор порталов, архитектору удалось добиться впечатления разновремённости строительства, протяжённости его во времени, которая могла бы возникнуть в случае, если бы здание расширялось десятилетиями.

Необычно для Екатеринослава и архитектурное оформление фасадов, выходящих в парадный двор дома. Хорошо профилированные карнизы и обрамления окон на гладком фоне стены значительно уступают отделке главных фасадов, но в доходных домах этого периода отделка дворовых фасадов вообще не выполнялась. В этом, с достаточной определённостью, чувствуется желание сгладить противоречие между дворцовой пышностью главных фасадов и сугубо утилитарным использованием здания. Вместе с тем фасады двух, собственно, дворовых корпусов, разительно отличаются от дворовых фасадов главного корпуса. Они суше, чётче, гораздо менее пластичны. Их стиль намного ближе к образцам раннего флорентийского Ренессанса, чем к любому из направлений барокко. В результате такого противопоставления ощущение времени, только намеченное на главных фасадах, в парадном дворе становится намного более наглядным.

Двор особняка, в этом отношении, ещё более контрастен. За пышным барочным фасадом здесь скрывается тесный дворик феодального замка. Всё решено просто и сурово. Фасады здания, которое строилось как один из богатейших особняков города решены более чем лаконично. Двор замыкает переходная галерея на мощной аркаде из пологих арок. В такую же раннеготическую арку без декора трансформируется и арка въезда во двор. Слева возвышается брандмауэр одного из дворовых корпусов, который воспринимается как крепостная стена, отгораживающая двор от враждебного ему мира.

Расположенный в третьем дворе корпус концертного зала также имеет элементы готики, хотя его стилизация достаточно условна. Зато расположенный перед ним, главным фасадом по улице Шевченко, корпус клуба, развивающий «готическую» тему, по эффектности стилизации мало уступает главному корпусу. Пластичность фасада, сложность силуэта, богатство и тщательность проработки декора делают его, безусловно, лучшим образцом готической стилизации в истории города.

Столь великолепно реализованные стилистические наслоения невозможно списать на изменение вкусов заказчика. Дом строился на протяжении всего нескольких лет, и для столь кардинальных изменений просто не было времени. Скорее можно предположить, что в основу проекта была положена определённая идея. Трудно сказать, как именно она была сформулирована. Мировоззрение Григория Георгиевича Мизко неизвестно, никаких документов, которые бы фиксировали его распоряжения и пожелания в отношении дома нет. Есть только сам дом. Дом, в котором искусственно создано ощущение разновремённости строительства с интервалами в века. Дом, который больше любого другого здания города, походит на дворец. Причем не просто на дворец, а на дворец европейский, выросший из старого замка, постепенно расстраивавшийся и расширявшийся новомодными корпусами.

Валентин СТАРОСТИН






   Объявления
Продам 3 комнатную квартиру, S = 82 кв. м. ж/м Победа
Продажа квартиры ЖК АМСТЕРДАМ


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.