RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Проспект с Екатериной Славской. (Часть 14)
Выпуск 25 от 19.05.2004. Тема "История города"


Наталья Рекуненко - журналист

Печатная версия телевизионного проекта (программа выходит на 34 канале:
в субботу - 19:00, повтор: в воскресенье - 10:00)

Проспект с Екатериной Славской.

     Утром 9 мая 1787 года, заложив первый камень в основание главного екатеринославского храма и провозгласив, что именно с этого дня город официально именуется Екатеринославом, государыня в сопровождении многочисленной свиты спешно продолжила путешествие, не пожелав даже отобедать перед дорогой.

По словам очевидца тех событий, ещё во время церемонии закладки собора императрица увидела, что её галеры медленно продвигаются вниз по Днепру от Новых Кодаков к Старым. Это сейчас с того места, где расположена Преображенская церковь, реки уже не видать, а в те времена ничто не мешало с этой возвышенности любоваться Днепром и идущими по нём судами.

В нескольких верстах от Монастырского острова начиналась вереница знаменитых днепровских порогов, пройти которые было под силу только опытным лоцманам.

Порог – это поперечная гряда камней, расположенная между речными берегами и образующая склон, с которого стремительно падает вода, - что-то вроде небольшого водопада в русле реки.

Чем больше и выше камни, тем круче порог и тем более стремительно, бурно и шумно преодолевает его поток воды. На Днепре таких порогов было 9, и разбросаны они были на протяжении 60 км. Напротив первого – Кодацкого – когда-то возвышалась польская крепость Кодак, а ныне расположено село Старые Кодаки. Последний порог – Вольный, или Гадючий, находится в пригородной зоне Запорожья.

Днепр на отрезке между современными Днепропетровском и Запорожьем в те времена был невероятно богат рыбой, которую мы сегодня считаем редкой. Здесь водились и форель, и осётр. А, кроме того, вода и воздух в этих местах обладали лечебными свойствами. И всё благодаря порогам, которые, как утверждают учёные, были своеобразной природной лабораторией. Ведь именно в районе днепровских водопадов речная вода активно обогащалась кислородом.

Обладая рядом неоспоримых экологических достоинств, днепровские пороги, между тем, создавали и ряд неудобств. Со времён Киевской Руси Днепр являлся наиболее удобной транспортной артерией, соединявшей север с югом, Киев с Константинополем, Балтийское море с Чёрным. И единственной преградой на пути, который называли «из варяг в греки», были днепровские пороги.

Ещё византийский император Константин Багрянородный, правивший в Х веке, описывал, с какими трудностями купеческие караваны преодолевали эти препятствия. Дойдя до порогов, купцы вынуждены были высаживаться на берег и на протяжении нескольких десятков вёрст тянуть свои грузы вдоль реки, ведь только пустым судам удавалось – да и то не всегда – пройти через речные скалы.

Этими высадками часто пользовались кочевники – они поджидали у порогов путешественников и нападали на них. Во время одного из таких налётов в бою с печенегами был убит киевский князь Святослав Игоревич.

Надо полагать, что уже во времена Киевской Руси стали появляться такого рода специалисты, как лоцманы. Их ещё называли вожаками. Это люди, хорошо знающие местную речную географию и умеющие проводить суда в опасных районах. Позже, уже в середине 17 века, по распоряжению Коша Запорожской Сечи было создано целое общество лоцманов.

Для казаков Днепр имел военно-стратегическое значение: они по Днепру ходили воевать с Турцией. А кроме того, полезно уметь делать то, чего не умеют другие. Купеческие и царские караваны тоже спускались вниз по Днепру, тоже не могли обойти пороги, и, не имея своих лоцманов, вынуждены были обращаться к запорожцам.

Днепровские вожаки обитали напротив первого, Кодацкого, порога: в селениях, которые позднее получили названия Старый Кодак и Лоцманская Каменка. И за определённую плату они проводили через пороги галеры, плоты и прочие суда и судёнышки.

После того, как в 1775 году было ликвидировано казацкое государство, а в 1783-м к России присоединён Крым, русское правительство начало активную колонизацию завоёванных земель. Возводились новые города, создавался Черноморский флот. Для строительства домов и кораблей необходим был лес. Сначала попытались, было доставлять его с севера на юг по суше. Но это оказалось делом нелёгким и невыгодным. В конце концов, российское правительство пришло к выводу, что проще всего и дешевле сплавлять стройматериалы по Днепру. И в свете принятого решения роль лоцманов приобрела особую значимость. Указом от 4 января 1778 года правительство освободило казаков, занимающихся лоцманством, от податей и прочих повинностей, в том числе и от воинской, признав, что услуги, являются «чрезвычайно важными» для империи.

Екатерина II, вероятно, была наслышана о чуть ли не волшебной способности днепровских лоцманов проводить суда через бурную реку. Потому, увидев во время церемонии закладки екатеринославского собора, что её флотилия движется в сторону порогов, она сразу же после окончания церемонии заторопилась в дорогу – уж больно не хотелось императрице пропускать увлекательнейшее зрелище.

Государыня и вся её свита, погрузившись в кареты, направились в имение предводителя Екатеринославского наместничества, генерала Синельникова. Оно располагалось на правом берегу Днепра, как раз напротив самого большого из 9 днепровских порогов. Его называли Ненасытецкий, Ненасытец, Дед-порог и Ревучий. Если по длине он немного уступал последнему, Вольному, порогу, то по высоте и по спаду воды Ненасытец превышал остальные пороги в 3-4 раза, а, к примеру, Сурский порог – почти в 11 раз.

От места закладки собора до усадьбы Ивана Максимовича Синельникова – ныне это село Никольское-на-Днепре - тогда насчитывали 45 вёрст, примерно 48 км. И вот на протяжении всех этих 45 вёрст предводитель наместничества заранее насадил большие кусты роз. В тот момент, когда императрица проезжала по дороге, розы, как пишет Яворницкий, «были в полном расцвете и издавали чудный аромат».

Чтобы Екатерина не сбилась с пути, Синельников, помогавший Потёмкину в организации императорского путешествия, по бокам дороги, в степи, начиная от Екатеринослава и до Херсона, на расстоянии 10 вёрст одна от другой, выстроил каменные пирамиды, которые в народе прозвали «милями». Одна из тех, что были поставлены на территории нашего города, - возле нынешнего Преображенского собора - сохранилась до наших дней.

Продолжение следует ...






+380 56 79-000-79
   Объявления
Без комиссии. ПРОДАМ ОФИСНОЕ ЗДАНИЕ ЦЕНТР.ул. Мечникова.
Предлагается в продажу Земельный участок 12 соток
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0774