RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Новый год и рождество: Как их встречали наши предки
Выпуск 154 от 27.12.2006. Тема "Разное"

Новый год и рождество: как их встречали наши предки

Вся система восточнославянских праздников – замысловатое смешение языческих и христианских традиций. Новогодние и рождественские праздники и сейчас тесно переплетены в календаре. Но это произошло не так давно – около трех столетий назад. В историческом смысле это не очень много. Сейчас рождество и Новый год практически совпадают по времени, а ведь так было далеко не всегда. Обряды встречи Нового года гораздо старше христианства. Самое интересное – Новый год начинался не в январе…

Новый год начинался весной
В дохристианскую эпоху наши предки считали, что новый год начинается весной. Это представление понятно, потому что именно весной после зимнего замирания, зимней «спячки» природа оживает, распускаются почки на деревьях, птицы возвращаются «из теплых краев». Одним словом – оживание природы у древних вызывало желание начинать новый год именно с этого момента. Приход нового года праздновали 1 марта, 9 марта, а иногда 1 апреля.

Как же отмечали приход нового года наши предки славяне – тогда еще язычники? Поскольку вся система верований была основана на всемогуществе природных сил, обряды также были замешаны на образах растительных объектов. Был такой обряд – вождение Куста (или Ольхи, Тополя). Выбирали лучшую из девушек в селении (ее могли называть Кустянка, Ольха, Тополя – на укр. яз. слово женского рода), украшали зелеными веточками, остальные девушки надевали веночки, и вся группа шла с песнями по селу. Они приветствовали всех, кто встречался им на пути, поздравляли с новым годом, желали достатка, здоровья и счастья каждой семье. (По книге Клавдии Фроловой «Ярина».)

Христианский Новый год – 1-го сентября
Незамысловатые языческие верования и такая же жизнь, основанные на гармонии с природой, стали отходить в прошлое после принятия христианства на Руси. Владимир князь Киевский официально перешел в христианство в 988 г. Тогда же крестили первых киевлян, христианство начало свое триумфальное шествие по русской земле. Новый год стали официально отмечать 1 сентября. Как ни старалась церковь вытеснить прежние языческие обычаи – они прочно отложились в массовом сознании. Даже современная церковная обрядность у восточных славян, и украинцев в том числе, – смешение христианских и языческих традиций. В некоторых селах Днепропетровщины и сейчас сохраняется традиция: у некоторых семей за одну-две недели до Нового года ставят в воду веточку вербы или вишни. Чтобы на праздник в собственном доме были признаки весны. 

Новый год по юлианскому календарю - царский праздник
Когда же и где начали праздновать Новый год с 1 января? Еще в древнем Риме. Основал эту традицию первый римским император Гай Юлий Цезарь. До этого точкой отсчета римского календаря традиционно считался год основания Рима, то есть 754 год до Рождества Христова. Началом года при этом считалось 1 марта. Во времена Цезаря был принят республиканский календарь децимвров. К первому веку нашей эры он обнаружил массу недостатков и опережал время более чем на два месяца. Цезарь с помощью великого александрийского математика Созигена официально ввел новый календарь, получивший название юлианского. Цезарь отменил и традиционное для италийского сельскохозяйственного календаря празднование Нового года 1-го марта. Вместо этого днем начала нового года стали считать 1-ое января. Почему? Это было время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства – двух консулов, республиканских царей Рима. Получается, что Гай Юлий Цезарь выполнил еще и идеологическую задачу – совместил начало года с праздниками вступления в должность высших государственных лиц.

С XIV – XV веков на землях Западной и Правобережной Украины, находившихся в составе Литвы и Польши, новый год праздновали уже 1 января. Левобережная Украина продолжала использовать старое летоисчисление.

Современный праздник Нового года на Руси ввел Петр Первый
С усилением католицизма в Западной Европе и с постепенной европеизацией восточного славянства началом года стал считаться январь. Возникла путаница – в традиционной системе новый год начинался осенью, а в новой европейской – зимой. Этот «гордиев узел» разрешил император Петр I.

Указ императора Петра I, изданный в 1700 году, перенес празднование Нового года на 1 января. Указ гласил:
«Считать Новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным  проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
Что тут сказать? Во-первых то, что елка стала гостьей наших домов не так давно – всего лишь три столетия назад. Многие верующие тогда посчитали елку «вредным фетишем» и языческим пережитком. Через три столетия все мы сильно привыкли к елке как к атрибуту новогодних праздников. Теперь сама мысль о том, что елку ввели императорским указом, кажется очень необычной. И тем не менее, это так.

Указ Петра заложил и другие «светские» черты новогоднего празднества. «В веселии друг друга поздравлять»… «Чинить стрельбу из пушечек и ружей» сейчас вряд ли кто-то будет, а вот «пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни» – это всегда пожалуйста. Бенгальские огни и петарды продаются в избыточном количестве.

Как появился «старый Новый год»
Огромная Российская империя праздновала Новый год по петровскому указу больше двух столетий. В начале ХХ века грянула революция. Большевики, захватившие власть в 1917 году, провели календарную реформу. Дело в том, что в России до начала ХХ века летоисчисление велось по юлианскому календарю. А Западная Европа с XVI века жила уже по так называемому григорианскому календарю. К XVI веку посчитали, что в результате недостатков юлианского календаря человечество каждые сто лет «теряло» один день. Папа Григорий XIII решил провести календарную реформу, которая этот день «вернула». В 1582 г. к уже имевшейся дате прибавили десять дней. Каждые сто лет в датировке прибавляется один день. С этого времени появились страны, жившие «по старому стилю» и «по новому стилю». Россия жила по старому стилю. И только большевики ввели в начале 1918 г. григорианский календарь. Для этого в календаре перескочили сразу на 13 дней вперед. Таким образом, 1 января стало 14 января. Люди тогда стали праздновать Новый год и по новому, и по старому стилю. Вот так и появился «старый Новый год». Такое понятие существует только на территории бывшей Российской империи и бывшего СССР.

Два Рождества, два Новых года
В Западной Европе Рождество Христово отмечают 25 декабря, а Новый год – 1 января. Православная церковь вообще не переходила на новое, григорианское летоисчисление. Поэтому у нас отмечают Новый год дважды – и по-старому, и по-новому стилю, а Рождество один раз – 7 января.

В принципе, никаких особенных неудобств такая неразбериха не приносит. В современной Белоруссии вообще три государственных новогодних праздника – католическое Рождество (25 декабря), Новый Год и православное Рождество (7 января).

В начале ХХ века новая большевистская власть пыталась отменить Рождество и даже Новый год как буржуазный пережиток. Пришедшийся по вкусу славянам символ новогодних празднований – ель – запретили, и вновь разрешили ставить только в 1930 г. Но теперь с красной звездой на верхушке. Новый год стал одним из самых любимых советских праздников. Сейчас, по опросам населения Украины и России, Новый год намного опережает по популярности остальные праздники.

Что делали в Свят-вечер
Получилось так, что при смене календарей вся традиционная система обрядов должна была сместиться тоже. Но в ХХ веке часть обрядов умерла вообще, часть стала архаичными, поэтому рассказывать о древних обрядах лучше «по старому стилю».

Свят-вечер, или вечер перед Рождеством, раньше был главным семейным праздником. Этот праздник был обставлен церемонией, имевшей ярко выраженный хлеборобский характер, связанный с родовым культом и поминанием предков.

Хозяйка уже с утра этого дня перед Рождеством должна была добыть новый особый огонь и разжечь его в печи. Разрешалось употреблять только 12 поленьев, которые хозяйка сушила 12 дней последнего месяца. Хозяйка готовила на вечерний стол 12 ритуальных постных блюд из главных плодов поля, огорода и сада. Из этих блюд главное – «кутья».

Вся работа после этого прекращалась на целый день, и хозяин следил, чтобы все было в порядке и на своем месте, чтобы домашние были дома. В этот день нельзя было ссориться. Произносили разные заговоры, чтобы обезопаситься от врагов.

 Под вечер хозяин ходил на ток и с молитвой приносил в хату связку сена и сноп пшеницы, ячменя или гречки и ставил «деда» в углу, подстелив сена. Сено или солому «дидух» стелили под столом и на столе. На четыре угла стола клали чеснок, под стол – железо, топор, лемеш от плуга или сам плуг, ярмо, хомут или упряжь. Сноп обвязывали железной цепью или еще чем-нибудь. В углу высоко клали горшок с кутьей.

Семья, одетая обязательно в чистую одежду, садилась за стол, хозяин поздравлял всех со святками, и начиналась вечеря (ужин). Вечеря была обставлена отдельным церемониалом. Иногда хозяин брал раньше хозяйки миску с разными блюдами и «первым» хлебом, прилеплял к миске свечку. И с этой свечкой трижды обходил хату по солнцу. Уже после этого с долгой молитвой ставил эту миску на стол. Когда подавали кутью, хозяин первый набирал ее в ложку, открывал окно или входил во двор, иногда даже с топором в руке, и приглашал «мороза есть кутью». Первую ложку кутьи хозяин… кидал на потолок, чтобы пчелы лучше роились.

Из каждого блюда хозяин клал немного в корыто и выносил домашнему скоту. Давал есть скотине, при этом трижды касался ее головы хлебом (!). После ужина хозяин вместе с семьей или сам обходил весь двор и совершал ритуальное обкуривание. Хлев обкуривали диким маком, а еще делалась зарубка на пороге хлева – «чтобы зверь не переступил».

После вечери из каждого блюда по три ложки накладывали в отдельную миску для умерших родственников («духов»). Даже оставляли для них ложки. После вечери разносили блюда (так и назывались «вечеря») для священника, близких, кумовьев, не забывали и бабку-повитуху.



Колядники
Рождество Христово (7 января по новому стилю) звали также «колядой» и праздновали его «колядуванням». Исполняли обрядовые песни, так называемые колядки. Обычно пение колядок – это привилегия детей. Дети сбиваются в группы и ходят по селу со «звездой» или «козой» (ритуальные предметы), поют колядки – особые песнопения. Иногда начинали колядовать уже на Свят-вечер, но в большинстве случаев колядовали на первый день Рождества при церковной службе. На службу раньше приходило все население села или местечка.

Щедрый вечер
Через неделю после Свят-вечера, или Рождества, 31 декабря по старому стилю, наступали Маланки, или Щедрый-вечер. На Маланки пели «щедривки» или продолжали петь колядки. Кушали, веселились и колдовали. На Щедрый-вечер пекли пироги с мясом или сыром, делали блины с гречкой и колбасы. Вечеря (ужин) начиналась также с кутьи, но блюд было меньше.

Обряд был тоже интересный. Хозяин – отец «прятался» от детей за хлебами, чтобы заворожить хороший урожай. Вообще, ночь перед Новым годом считалась временем, когда «горят деньги». В эту ночь особенно любили колдовать, только тут колдовство было связано прежде всего с хлеборобством и его надобностями. Иногда купали хлеб в воде. Припевая, делали движения, напоминавшие работу в поле. Домашний скот кропили освященной водой.

Все время ужина и после него было принято «щедровать». Обычно это делали дети, но часто по селу ходили и юноши – парубки. «Маланка» – это веселый праздник молодежи, карнавал. Ходили группами с «козой» или «ведмедем».

Ночь перед Новым годом
Разные верования были связаны с предновогодней ночью. Считалось, что в эту ночь показывается «Нечуй-Ветер», который делает неслышимым и невидимым. В новогоднюю ночь раскрывается для праведных верующих небо. Наши предки верили, что в полночь все живое разговаривает, а особенно домашний скот. Еще говорили, что новогодняя ночь – ночь печи. Раньше печь в доме считалась чуть ли не священным предметом. «Целый год она служит, а на Василия идет в танец, себя отдает». Печь очень хорошо обмасливали, и никто не имел права этой ночью на нее садиться или ложиться. На печь клали овес «на каравай», чтобы «имела чем коня прокормить, так как она идет в город».

Первый день Нового года. «Сеем-веем, посеваем…»
Первый день Нового года – продолжение Маланки. Считалось «как на Новый год – так целый год». От самого утра малые дети ходили от хаты до хаты и «посевали» пшеном из рукавицы на хозяина и на всю его семью. Приговаривали: «на щастя, на здоров’я та на нове літо, роди, Боже, жито, пшеницю і всяку пашницю» и пели разные песни.

Обычно никто не прогонял посевальщиков, их просили сесть, «щоб усе добре сідало: кури, гуси, качки, рої». Часто с посевальщиками ходила переодетая «коза» с ушами, сделанными из колосков. В некоторых местностях приводили в хату коня, вола или корову, а чаще всего – овцу или барана. Девушки могли привести петуха, гусака или индюка – «качура».

Поутру палили солому, что осталась от Рождества. Перескакивали через огонь и прогоняли через огонь скотину. Считалось, что это охраняет от злых духов. Дымом окуривали деревья в саду. Их также перевязывали соломой, чтобы уродили в наступившем году. А неродившие в прошлом году деревья «стращали» топором, что порубят. Иногда на деревьях даже делали зарубки, но легонько.

***
Давно уже отошли в прошлое наиболее архаичные традиции празднования Рождества и Нового года. Уже не бросает первую ложку кутьи в потолок хозяин, не стращают «неродючие» деревья топором. Молодежь ходит по дворам группами, только теперь не переодеваются в козу или медведя и не носят звезду, а все чаще зажигают бенгальские огни или взрывают петарды. Праздник Нового года утратил связь с земледельческими традициями. Новые элементы переплелись с традиционными. Но где бы мы не жили, в селе или в городе, каждый знает «как встретишь Новый год – так его и проведешь». Поздравляем с праздниками и желаем удачного Нового года!

Максим КАВУН






   Объявления
Предлагается к продаже приватизированный земельный участок 2,5 ГА
Автономная промышленная база с Ж/Д ВЕТКОЙ!!!!!!!


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.