RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть V
Выпуск 151 от 06.12.2006. Тема "История города"

Часть V (начало в №43-46 от 08, 15, 22 и 29.11.2006г.)

Соборная площадь появилась в потемкинских «прожектах» Екатеринослава не случайно. Городу – южной столице империи, спроектированному в гигантских масштабах, – нужен был подобающий центр. Архитекторы Потемкина спроектировали площадь как центр имперского города, с претенциозными дворцами и грандиозным собором. Жизнь распорядилась иначе. Первые пятьдесят лет площадь была эфемерной, будучи нарисованной только на генеральных планах. В середине XIX века с трудом построили Преображенский собор. Площадь в целом застроилась только через сто лет после «прожектов» Светлейшего князя. Переименованная большевиками в Октябрьскую, нагорная площадь и сейчас является местом, где находятся главные культурные и мемориальные сооружения Днепропетровска. В наши дни активно обсуждается вопрос о реконструкции всей площади и возвращении ей исторического названия – Соборная.


Недостроенный корпус исторического музея и перед ним пустой постамент от памятника Екатерине II. Редкое фото 1929 г.

Революция на площади: манифестации и молебны

В 1917 г. Екатеринослав, как и другие города империи, оказался в водовороте «великой русской революции». В том же 1917 г. Российская империя прекратила свое существование. За четыре следующих года, до 1921 г., город на Днепре переходил из рук в руки не менее полутора десятков раз.

Великая революция странным образом повлияла на судьбу Соборной площади Екатеринослава. Во-первых, во время революционных событий 1917 – 1920 гг. застройка Соборной площади практически не пострадала. Во вторых, революция резко активизировала общественно-политические функции Соборной площади. Задолго до революции, уже в конце XIX в. нагорная площадь стала местом массовых мероприятий и манифестаций. Во время революции Соборная площадь в полной мере сохранила значение сакрального городского центра. Обладание таким центром свидетельствовало о символическом покорении городского пространства. Поэтому здесь старались «отметиться», так или иначе, все силы, хотевшие закрепиться в Екатеринославе.

Соборная площадь в 1917 – 1920 гг. все время становилась центром символических манифестаций и молебнов всех сил, захватывавших Екатеринослав. В «Записках очевидца» Алексея Стародубова (уникальный дневник, опубликован только в 2001 г.) можно найти об этом немало сведений. 4 августа 1918 г. автор пишет: «На Соборной площади был парад австро-венгерских войск». Почти через год, 1 мая 1919 г.: «Около 10 часов процессия [советская – М.К.] пошла [от Городского сада] к Соборной площади. Там были разбросаны прокламации и сказаны краткие речи». Через два месяца – новые хозяева. 28 июня 1919 г.: «Вечером в город вступили разъезды казаков [Шкуро]. На Соборной площади был молебен». 29 июня 1919 г. опять: «Был молебен на площади. Вечером ждали ген.-лейт. Шкуро, но он не приехал». Вскоре Шкуро выбили из Екатеринослава. После 1920 г., с окончательным установлением советской власти, революционный накал начал стихать.

Соборная площадь – сакральный центр дореволюционного Екатеринослава – и при большевиках стала местом проведения массово-политических и идеологических акций. Даже больше – большевики превратили площадь в красный пантеон.

Красный пантеон советского Екатеринослава

Уже в 1918 г. большевики ввели в практику устройство братских захоронений революционеров в центре больших городов. Образцом стала Красная площадь в Москве. Советское правительство устроило на Красной площади сначала братскую могилу революционеров, погибших в ходе боев, которая превратилась в знаменитый некрополь у Кремлевской стены, где все время существования СССР хоронили партийную и государственную элиту. В 1924 г. здесь построили мавзолей, где был захоронен В.И. Ленин.

На Соборной площади мавзолей, естественно, появиться не мог. Но уже 3 января 1918 г. в северо-западной оконечности площади похоронили 24-х екатеринославских красногвардейцев и красноармейцев. Все они погибли при установлении Советской власти в Екатеринославе 27 – 29 декабря 1917 г. Хоронили в братских могилах. Традицию эту продолжили в следующие годы. 30 января 1919 г. похоронили 37 красноармейцев и советских работников, погибших при освобождении города от петлюровцев. А 14 мая 1919 г. – красноармейцев, погибших при освобождении города от григорьевцев. На праздник 1 мая 1919 г. открыли первый временный памятник (художник Страхов, скульптор Теннер). Но его разрушили уже через месяц, в июне 1919 г., при очередной смене властей. Когда большевики окончательно закрепились в Екатеринославе, в апреле 1920 г. над могилой большевиков появился постоянный памятник. Так было основано городское мемориальное кладбище на Октябрьской площади Днепропетровска.

«Смена вывесок»

Дореволюционное название нагорной площади – Соборная – не могло устраивать новую революционную власть. А потому сразу стали искать для площади новое название, отвечавшее духу новой идеологии – построения коммунистического общества. 1 мая 1919 г. Соборная площадь была переименована в площадь Первого Мая. Этот праздник занимал важное место в коммунистической идеологии. Но такое название площадь носила недолго. Вскоре сочли, что называть главную площадь только в честь праздника недостаточно солидно. Вероятно, именно поэтому в августе 1922 г. площадь Первого Мая переименовали в «площадь имени Октябрьской революции». Все вроде бы стало на свои места. Раньше площадь называлась просто и емко – Соборная – в честь первого здания Екатеринослава, с закладкой которого двумя императорами возник и сам город (1787). Теперь же площадь назвали в честь революции 1917 г., которая разрушила старую империю и «открыла новую эру в истории человечества» (так позже писали во всех советских учебниках). Новый идеологический базис – новые названия.

Со временем название площади – «Октябрьской революции» – трансформировалось в «Октябрьскую». Название площади в обиходе часто употребляют и в украинской транскрипции – «Жовтнева» (как и Жовтневый район Днепропетровска).

Первые советские годы: «все построились в одну колонну и пошли к Соборной площади»

Очень много интересной информации о жизни площади в ранний период советской власти дают «Записки очевидца» Алексея Стародубова (опубликованы только в 2001 г., к 225-летнему юбилею города). Это записки мальчика (родился в 1909 г.). Кстати, родившийся в семье консервативной интеллигенции, Алеша Стародубов в своем нехитром дневнике упорно продолжал именовать площадь Соборной.

Записи в дневнике дают яркую картину новых массовых мероприятий советской власти. 18 сентября 1921 г. Алексей пишет: «На Соборной площади было представление «Последний день Парижской коммуны». От 7 ноября 1922 г.: «Пятилетие со дня Октябрьской революции... мы пошли к Соборной площади... Когда демонстрация подошла к площади, раздались 4 орудийных залпа. Вокруг братских могил стоял почетный караул. Мы прошли церемониальным маршем вокруг могил и пошли вниз закладывать памятник возле городского сада». От 23 февраля 1923 г.: «Сегодня день 5-летия Кр. Армии… Ходил на парад на Соборной площади. Была вся 30 Иркутская Дивизия и масса организаций с флагами. Смотрел на парад с соборной ограды».

А вот запись в дневнике от 1 мая 1924 г. «Праздник Трудящихся… мы отправились на Проспект. Там уже собирались различные организации. Но вот все построились в одну колонну и пошли к Соборной площади… Там и сям сновал карнавал: там мужики опиваются самогоном, там поп машет крестом, там Пуанкаре и Макдональд едут в барской карете и т.п. На Соборной площади смотрели живую картину: все народы СССР в день 1 мая устраивали смычку». Эти записки живо передают картинки из жизни. Новое время – новые лозунги, новые герои, а парады и манифестации на площади не прекращались, как и в начале ХХ в.

На площади жгли чучело войны

А вот запись в дневнике Алексея Стародубова от 3 августа 1924 г.: «Сегодня праздник (10-летний юбилей со дня империалистической войны)… бросились на Проспект смотреть манифестацию. Шли учреждения, войска, рабочие, селяне, инвалиды, ГПУ, Доброхим… На Соборной площади не останавливались, а шли дальше к Струковскому переулку [совр. пер. Урицкого – М.К.], а из него по Потемкинской ул. [ул. Ворошилова – М.К.] на Проспект. На Соборной площади жгли чучело войны». Одна война закончилась – до новой войны было 17 лет.

Почти то же самое в праздничной записи от 1 мая 1925 г.: «День Интернационала… пошли к Соборной площади. Дойдя до площади, я удрал из рядов и пошел смотреть парад. Видел различные инсценировки: 2 Интернационал, Доброхим, Мопр, буржуазные деятели и др.».

После революции на площади цвел сладкий перец и сохла кукуруза

О повседневной жизни горожан в первые послереволюционные годы сохранилось очень мало сведений. Но в дневнике Алеши Стародубова можно «выудить» и такую информацию. Причем она касается еще и Соборной площади. Оказывается, в условиях разрухи местные жители (и семья Стародубовых тоже, жили в этом районе) использовали территорию площади для хозяйственных нужд. Если фруктовый сад в ограде Преображенского собора еще можно себе представить, то в целые плантации на площади верится с трудом. И все же такое было. Судите сами…

Роща в ограде Преображенского собора в начале ХХ в. превратилась в фруктовый сад. «Записки очевидца» от 12 мая 1923 г.: «В соборной ограде теперь все цветет и благоухает: отцвели абрикосы, отцветают вишни и груши, начинает цвести сирень…»; от 12 июня 1924 г.: «В соборной ограде ели шелковицу»; от 3 августа 1924 г.: «Ходил в собор. После обедни сбивали «дички» (дикие груши) в ограде».

Растительность на Соборной площади во время революции и гражданской войны была частично вырублена местными жителями. «Записки…» А.Ф. Стародубова от 23 февраля 1920 г.: «Вечером мы с Таней [сестра – М.К.] добывали дрова из рощи на Соборной площади».

А свободная часть территории Соборной площади во время и после революции использовалась под огороды местных жителей. «Записки очевидца» от 13 мая 1921 г.: «Утром с папой […] и Таней поливал огород на Соборной площади». 30 мая 1921 г. в дневнике Алеши Стародубова записано: «На огороде Соборной площади всходят картошка, редис, кукуруза, горох, бураки и морковь». Через месяц, 21 июня 1921 г.: «Поливали оба огорода. На Соборной площади у синих баклажанов уже бутоны, а сладкий перец цветет. Цветет и картошка (5-6 кустов). Очень выросли бураки. Кабаки растут, но масса пустоцвета. Кукуруза сохнет». Через несколько лет мирная жизнь устоялась, и «огородная традиция» на Октябрьской площади прекратилась.

Сталинские тридцатые: «полуживой» собор, недостроенный музей, обувная фабрика и школа

Преображенский кафедральный собор «работал», т.е. в нем проводились службы, только до 1931 г. В том году его закрыли «по просьбам трудящихся». Здание превратили в антирелигиозный отдел краевого музея. Его вообще предлагали снести, не придавая значения как памятнику архитектуры. До 1941 г. в здании была развернута экспозиция антирелигиозного содержания, при этом внутреннее убранство пока сохранялось.

В «сталинских» тридцатых территория площади продолжала активно застраиваться, в модном тогда стиле конструктивизм. На углу площади и проспекта К. Маркса (ныне К. Маркса, 20) выстроили масштабный Дом инженерно-технических работников (архитектор Г. Швецко-Винецкий), перестроенный после войны под сталинский ампир. Другие новые здания – обувная фабрика (угол улицы Дмитрия Донского), студенческое общежитие на углу улицы Кирова (совр. Гончара) и проспекта; оригинальный конструктивистский жилой дом (арх. Корсунский) 1931 года на углу площади и Октябрьского переулка (соврем. ул. Яворницкого).

В тридцатых годах впервые распланировали пространство самой площади, вокруг здания собора, но точная дата этого мероприятия пока неизвестна. Есть сведения, что на открытом пространстве площади перед закрытым собором в 1930-е гг. проводили региональные народнохозяйственные выставки (по образцу Всесоюзной в Москве), но со второй половины 1940-х гг. их перенесли в парк им. Чкалова (Глобы).
В 1930-х гг. власти озаботились достройкой «старого нового» корпуса исторического музея, начатого строительством еще в 1912 г. по инициативе Дмитрия Яворницкого. Стоявшую двадцать лет без отделки двухэтажную коробку надстроили третьим этажом. Однако отдали в собственность другим организациям. Только в 1989 г. это здание перешло в совместное использование исторического музея и областной научной библиотеки.


Здание средней школы № 23. Построено в 1940 г.

Перед самой войной, в 1940 г., в юго-восточной оконечности площади соорудили четырехэтажное здание средней школы № 23 в неоклассическом стиле (просп. К. Маркса, 14). Здание очень хорошо вписалось в ансамбль – рядом на «красной линии» проспекта стоят два корпуса исторического музея в том же стиле. Однако постройка 23-й школы окончательно отделила пространство Соборной – Октябрьской площади от линии проспекта. На это градостроительное мероприятие понадобилось 40 лет.

Выкопанная из земли императрица посреди «каменных баб»

Интересная история произошла с памятником Екатерине II, который перед самой революцией (в 1914 г.) перенесли на проспект. Статую сбросила с постамента революционная толпа еще в 1917 г. Бронзовая императрица лишилась трех пальцев правой руки, но статуя уцелела. Директор музея профессор Яворницкий со своими студентами тайно, в одну из ночей, закопал статую в условленном месте на площади. По другим сведениям, профессору помогали красноармейцы. Факт остается фактом – «прекрасную работу берлинских скульпторов» в этот раз удалось спасти. Постамент от статуи сиротливо возвышался посреди Проспекта.

В 1925 или в 1926 г. (сведения разноречивы) статую выкопали снова и поместили теперь уже возле музея, в окружении половецких и скифских «каменных баб». Разрешение на это мероприятие давал тогдашний руководитель области, председатель Окружного исполнительного комитета товарищ Иван Гаврилов. Чтобы избежать неудобных вопросов, было заявлено, что статуя императрицы, творение немецких мастеров XVIII в., на фоне «баб» должна показывать эволюцию изобразительного искусства. Горожане не имели ничего против выкопанной бронзовой царицы и любили фотографироваться «с Екатериной».

Кто жил в здании исторического музея во время немецкой оккупации? Что стало с внутренним убранством Преображенского собора? Где на территории площади после войны стоял памятник Сталину? Кто из высших чиновников «днепропетровского клана» способствовал тому, чтобы у Днепропетровского исторического музея появилось новое здание с диорамой, в 8 раз превысившее объемы старого здания? Читайте в следующем номере.

Максим КАВУН
( Окончание в следующем номере)






   Объявления
Продажа! Нагорный р-н. Новострой. S =120 кв.м по цене 1200 у.е за 1 кв.м
Предлагается к продаже квартира в новом статусном жилом комплексе "Дом на Жуковского"


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.