RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть III
Выпуск 149 от 22.11.2006. Тема "История города"

Часть III (начало в №43-44 от 08-15.11.2006г.)

Соборная площадь появилась в потемкинских «прожектах» Екатеринослава не случайно. Городу – южной столице империи, спроектированному в гигантских масштабах, – нужен был подобающий центр. Архитекторы Потемкина спроектировали площадь как центр имперского города, с претенциозными дворцами и грандиозным собором. Жизнь распорядилась иначе. Первые пятьдесят лет площадь была эфемерной, будучи нарисованной только на генеральных планах. В середине XIX века с трудом построили Преображенский собор. Площадь в целом застроилась только через сто лет после «прожектов» Светлейшего князя. Переименованная большевиками в Октябрьскую, нагорная площадь и сейчас является местом, где находятся главные культурные и мемориальные сооружения Днепропетровска. В наши дни активно обсуждается вопрос о реконструкции всей площади и возвращении ей исторического названия – Соборная.


Екатеринославская мужская гимназия.
Фото начала ХХ вв.

Ненапрасные усилия. Как екатеринославцы поднимали колокол на собор

В середине века девятнадцатого Екатеринослав сумел взобраться «на гору» не только благодаря императорским «начертаниям», а отчасти благодаря внутренней уверенности горожан, что все это правильно и нужно. Сейчас трудно разобраться, чего больше было в этой уверенности – эмоций или расчета. Есть два убедительных примера роли «внутреннего фактора», т.е. усилий самих екатеринославцев в стремлении реализовать заложенную концепцию и композицию города. Первый – это уже упоминавшаяся сумма, которую горожане дали на достройку собора. Второй пример также связан с собором, и, кажется, он еще красноречивее.

Измаил Срезневский – известный ученый, историк, филолог и этнограф, побывал в Екатеринославе как раз в начале тридцатых годов XIX века. Он собирал исторические сведения, но оставил ценные свидетельства того, что видел сам. В одном из писем матери Срезневский нарисовал яркую картину подъема колокола на колокольню нового Преображенского собора в 1832 г.: «… Когда привезен был колокол на барке, искали подрядчика, который бы перевез его на гору к собору. Никто не согласился менее пятисот рублей взять за такой подряд: такова гора! Тогда народ, поставивши колокол на полозья, торжественным шествием повез сам своими руками этот колокол, духовенство и чиновники сопровождали пятитысячную процессию. Даже дети и старухи хватались за стосаженную веревку, будто помогая своим отцам и сыновьям. В полчаса колокол был уже на горе. В две минуты его втащили на верх колокольни».

Такова оказалась гора! Строительство Преображенского собора действительно стало символическим актом покорения пространства и положило начало планомерной застройке главного екатеринославского холма.

Как построить главную площадь? Царь Николай, вода и деньги

В середине девятнадцатого века екатеринославцев волновали те же проблемы, что и в конце века девятнадцатого. Вроде бы построен и освящен Преображенский собор. «Великое начало» застройке нагорного пространства наконец-то положено. Но… Процесс проходил очень и очень медленно. И деньги были, и предприимчивые подрядчики в империи не перевелись, однако водоснабжение «горы» наладить было крайне сложно.

Как мыслили и вели себя при этом чиновники? Характерный пример – резолюция Николая I от 10 августа 1829 г. на докладе обер-прокурора (главы) Святейшего Синода. Этот росчерк пера определил, по сути, судьбу и место строительства кафедрального собора Екатеринослава. Император написал: «Я считаю лучшим местом то, на коем была закладка покойной Императрицы. Собор не есть здание ежедневнаго посещения, потому временное отдаление его от жилой части города не есть препятствие. По плану предполагаются вокруг Собора присутственныя места, стало нет и затруднения для сего назначения от отдаления от воды». Вряд ли царя можно подозревать в сознательном умышленном игнорировании проблемы водоснабжения важного губернского центра. Вероятно, произошел следующий казус – поскольку на генеральных планах Екатеринослава архитекторы из десятилетия в десятилетие продолжали «начертывать» кварталы «из величественных зданий» на горе, то и император поддался соблазну. Раз на плане все это есть, значит, не могли архитекторы просто так рисовать целые километры улиц и площадей, не считаясь с природными условиями.

Император Николай I тоже попал под очарование великолепного проекта, нарисованного в воображении Потемкина и пленившего когда-то его царственную бабушку, Екатерину II. И тут… ему относительно повезло, так как он добился результата. Тоже относительного, но реального результата. Использовав силу своих полномочий, Николай I принял решение и снова повелел строить центр Екатеринослава на горе, согласуясь с первоначальными «начертаниями». На строительство это выделялись государственные деньги, правда, недостаточные, но, как говорит источник, недостающую часть взяли «из щедрот граждан города Екатеринослава». Скажем, сооружение Преображенского собора стоило, по подсчетам Гавриила (Розанова), не менее 300000 рублей ассигнациями, вместо отпущенных из казны 178246 руб. 50 коп. ассигнациями. Так вот – остальные деньги были собраны расщедрившимися екатеринославцами…

Итак, есть собор, есть и генеральный план по застройке нагорной части Екатеринослава. Его утвердил лично Николай I 9 июня 1834 г. План 1834 г., не внося принципиальных изменений в планировку, окончательно закрепил роль центра Екатеринослава за главным городским холмом, с ядром – Преображенским собором и масштабной нагорной площадью. Генеральный план 1834 г. конкретно определил, где быть важным учреждениям: квартал юго-восточной части Соборной площади обозначен как «Квартал для Богоугодных заведений», а квартал северо-западной части – «Квартал для присудственных мест». В юго-западной части площади запланированы два прямоугольных корпуса гостиных рядов.

Часть николаевских проектов все-таки реально осуществилась. Богоугодные заведения были построены, вместо присутственных мест поднялось здание мужской гимназии. А торговые ряды построить не удалось вообще. Сейчас этот участок занимает национальный горный университет.

Вода же… Вода от росчерка царского пера не появляется. «Было в предмете, на приличных местах устроить шесть колодезей и один бассейн, чтобы в оный, на поверхность горы, взводить воду из Днепра механически, и чрез фонтаны оную сообщать всякому, кто когда будет иметь потребность». Так говорил о потемкинских проектах по устройству водоснабжения первый екатеринославский историк Гавриил Розанов. И сам добавлял впечатления своей поры, т.е. середины XIX века: «След одного, копанного уже колодца сохраняется близ Собора доднесь, к немалому любопытству каждого. Это глубокая и обширная яма, в которую стекает всякая нечистота»…

Прошло еще несколько десятков лет, прежде чем в Екатеринославе был построен первый действующий водопровод «на гору».

Екатеринославские богоугодные заведения. Полушедевр николаевского ампира

Так уж распорядилась судьба, что на Соборной площади Екатеринослава, спроектированной в конце XVIII века в период расцвета русского классицизма, только три здания относятся к этому стилю. Появились они в период начальной застройки площади, в середине XIX века. Многие другие дома – только подражают классическому облику.

Преображенский собор, Богоугодные заведения и здание мужской гимназии. О соборе говорилось выше, поэтому опишем хотя бы вкратце историю двух других зданий. Расположены они симметрично собора на двух сторонах площади. Возникли в рамках единой концепции, но история у каждого своя.

Согласно генеральному плану 1834 г., в юго-восточной части Соборной площади намечено было строить «кварталы для Богоугодных заведений». Тем самым законодательно закрепили размещение здесь губернских органов медицинского обслуживания населения, которые документально известны в Екатеринославе с 1798 г.

В 1834 г. представили проект целого комплекса «Богоугодных заведений». Так называли тогда больницу и дом умалишенных. Автором был архитектор С.И. Грязнов. Проект включал 4 корпуса: 2 трехэтажных и 2 боковых двухэтажных. Непосредственно на площадь должны были выходить фасадом три корпуса – один главный и два боковых. Еще один корпус располагался к юго-востоку от главного на удалении от него. Предполагалась также ампирная ограда с воротами, окаймленными двумя башнями, в нишах первого этажа которых должны были стоять статуи. Что за статуи – в проекте не указано. Может быть, поэтому до статуй дело так и не дошло?

Согласно уже описанной традиции, из всего запланированного удалось построить только главный большой корпус (пл. Октябрьская, 14) и два малых боковых корпуса. Точная дата сооружения Богоугодных заведений доподлинно не выяснена. Называются близкие, но все же разные даты: 1842 – 1845 гг.; 1837 – 1848 гг.; 1845 – 1847 гг.; 1837 – 1845 гг.

Результат получился не впечатляющий, но в целом достойный. Главный корпус Богоугодных заведений – развернутое на площадь протяженное трехэтажное здание, в стиле «николаевского ампира» с максимально строгим декором. «Николаевский ампир», который иногда называют «казарменным», заключался в том, что во время царствования Николая I (1825 – 1855) здания государственных учреждений имели максимально строгие черты, очень строгий декор, часто он отсутствовал вообще. Желтые или сероватые дома, длинные ряды окон, только иногда – портики из нескольких колонн в центре. Интересно, что в проекте Богоугодных заведений портик на главном фасаде предполагался, а в результате его нет. Тоже наверняка из экономии средств. Все николаевское царствование империя затягивала потуже пояса, и это своеобразно отразилось в архитектуре. Так и с главным корпусом екатеринославских «Богоугодных» – архитектурные достоинства здания вряд ли позволят назвать его шедевром. В то же время здание хорошо передает дух эпохи – чувствуется столичный масштаб, и одновременно замкнутость и холодность.

К слову, здание Богоугодных заведений одно из немногих в нашем городе, которое никогда не меняло своего назначения. «Богоугодные» позже стали губернской земской больницей, а в ХХ веке преобразовались в областную клиническую больницу имени Мечникова.

Корпуса Богоугодных заведений сформировали еще в 1840-х гг. первую из сторон планировочного прямоугольника Соборной площади. Здания неплохо сохранили внешний вид, хотя в 1960-е гг. их облицевали керамической плиткой, сбив при этом часть архитектурных элементов. Совсем недавно, в 2003 – 2005 гг., главный корпус восстановили в виде, близком к первоначальному. В портике главного фасада изобразили герб Екатеринославской губернии. Боковым корпусам повезло меньше – их пока не реставрировали совсем, хотя, если судить по внешнему виду, здания очень в этом нуждаются.

Совсем не шедевр, хотя памятник архитектуры. Екатеринославская мужская гимназия

В северо-западной части Соборной площади, симметрично построенному ранее главному корпусу Богоугодных заведений, в 1861 г. по проекту архитектора И.Н. Скотникова был построен корпус екатеринославской мужской гимназии (пл. Октябрьская, 2). Это протяженное двухэтажное здание, по форме напоминающее букву «П». С архитектурной точки зрения здание гимназии сильно проигрывает главному корпусу Богоугодных заведений и является свидетельством постепенного вырождения николаевского классицизма.


Богоугодные заведения. Фото начала ХХ в.

Николай I еще 10 июня 1843 г. «высочайше» утвердил план и смету на постройку нового здания гимназии и благородного пансиона при ней на 120908 руб. 60 коп. серебром. При этом император собственноручно отметил место на плане города Екатеринослава, где должна была находиться гимназия. На «высочайше» выбранном месте гимназию и построили. Однако было бы странно, если бы строительство состоялось точно в срок и по утвержденным проектам. И ведь точно – строительство по этому проекту не состоялось вообще по причине отсутствия средств.

В 1847 г. директор гимназии в донесении Попечителю учебного округа так характеризовал ситуацию с застройкой Соборной площади: «Место для постройки гимназии Высочайше указано в плане города на горе, против Богоугодных заведений, где с левой стороны находится Преображенский собор, а с правой – памятник Императрице Екатерине II (открыт в 1846 г. – М.К.), так что между всеми этими предметами образуется обширная площадь. Отдаленность назначеннаго места от центра города и возвышенное положение онаго, много будут представлять неудобств для приходящих учеников, в особенности в зимнее время; в хозяйственном отношении местность эта невыгодна по затруднительной доставке из Днепра воды, а устранить эту затруднительность можно лишь устройством водопроводных машин».

Кроме «затруднительной доставки воды», примешивались и другие неудобства. В первую очередь – финансовые. В 1850 г. власти приняли решение осуществить постройку в частичном виде, т.е. с существенным сокращением объемов. Архитектором был утвержден С. Грязнов, который до этого проектировал Богоугодные заведения. Однако… Грязнов вдруг заболел «меланхолией», попросту говоря, умственным расстройством. И это обстоятельство тоже сильно повлияло на судьбу здания. В 1852 г., в связи с болезнью Грязнова, обязанности архитектора возложили на «старшего архитекторского помощника дворцового архитекторского училища коллежского регистратора Скотникова».

Выбора у властей не было. Квалифицированный архитектор Грязнов находился в «меланхолии», и тут нашелся Скотников, который с задачей вроде бы справился… но только на первый взгляд. «Сокращенный против прежнего» проект разработан в 1853 г. А 14 января 1855 г. его утвердил Николай I со сметой на 52406 рублей 92 3/4 копейки. Особенно умиляет концовка в три четверти копейки. Для постройки гимназии выделили солидное место «по Преображенской площади» 56 саж. на 42,5 саженей (120 х 91 метров).

Уже и царь сменился на престоле – в 1855 г. Николай I умер, на престол взошел его сын Александр II. А здание екатеринославской гимназии смогли построить только с 1858 по 1861 гг. Скотников оказался не очень квалифицированным архитектором. Следующие десятилетия начальство гимназии только и делало, что неудачно пыталось продать здание, построенное со значительными нарушениями и ежегодно требовавшее ремонта. В 1862 г. – под помещение семинарии, в 1886 г. – министерству внутренних дел для размещения квартиры губернатора с канцелярией. Историк гимназии Ф. Локоть утверждал в 1905 г., что «к концу столетия едва ли можно считать здание гимназии вполне отвечающим своему назначению». Несмотря на все перипетии ХХ века, здание это уцелело и охраняется как памятник архитектуры. Тут до сих пор обучается молодежь – теперь это студенты медицинской академии (корпус № 2).

***

Середина XIX века в истории Соборной площади отразила, как в капле воды, все противоречия николаевского царствования. Вроде бы цели стали реалистичнее. Кафедральный собор построили, правда, в меньших размерах. Постепенно и площадь вокруг собора начала обрастать зданиями. Однако полностью застроить огромное нагорное пространство в стиле классицизма, как предписывали екатерининские и николаевские начертания, было уже невозможно. На горизонте показалась совсем другая эпоха, когда во главу угла все чаще ставилась не «монаршая десница», а экономический фактор. Первый раз «его величество рынок» пришел на вершину главного холма Екатеринослава в трех последних десятилетиях XIX века и двух первых десятилетиях века ХХ-го. Что из этого получилось – читайте дальше.

Максим КАВУН
Продолжение в следующем номере






   Объявления
Продажа 2 уровневой квартиры в ЖК Кипарисный
Квартира в ЖК Кипарисный. S = 80 кв.м


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.