RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Земельный рынок: за что и сколько платить
Выпуск 141 от 27.09.2006. Тема "Юридическая консультация"

О некоторых грядущих изменениях в Законе Украины «О плате за землю»

В Государственной налоговой администрации Украины разработан проект Закона  «О внесении изменений в Закон Украины «О плате за землю». Данный проект затронет в первую очередь субъектов хозяйствования, которые используют земельные участки и являются плательщиками земельного налога и арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности. По данным ГНАУ, в Украине таких субъектов хозяйствования сегодня более 190 тысяч. Другие предприниматели, а также физические лица могут спать спокойно — изменения их не коснутся.

В соответствии с действующим законодательством плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земли. Собственники земельных участков и землепользователи (кроме арендаторов) платят земельный налог. За земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата, которая не может быть меньше, чем земельный налог. Проектом планируется установить максимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности — не более десятикратного размера земельного налога. Сразу возникает вопрос о соотношении данной нормы и принципа свободы договора, согласно которому стороны вправе самостоятельно устанавливать стоимость сделки. И если введение минимальной ставки как-то можно объяснить интересами государства, то установление верхней планки вряд ли возможно.

О тарифах

Авторы проекта оставили без изменений концепцию установления размера арендной платы за землю и земельного налога. Предусматривается проведение нормативной денежной оценки земли и начисление земельного налога в процентном соотношении к нормативной стоимости. Для земель в черте города, нормативная оценка которых не проведена, используются усредненные ставки стоимости одного квадратного метра земли. При установлении размера платы за земли, отнесенные к специальным земельным фондам, применяется привязка к усредненной стоимости земли сельскохозяйственного назначения (пашни) в регионе (области, Автономной Республике Крым).

Плата за землю в черте города определяется, исходя из нормативной денежной оценки земли. Если же такая оценка не проведена, используются усредненные ставки земельного налога. Проектом предлагается пересмотреть размер усредненных ставок платы за землю. Авторы этого акта решили наконец-то установить новые тарифы. При этом сохранена практика дифференциации в зависимости от количества жителей города. Повышенная плата взимается в городах областного подчинения, Киеве, Севастополе и Симферополе. С учетом всех предыдущих изменений размер усредненной ставки земельного налога увеличится незначительно (не более чем на 1 копейку за квадратный метр в соответствующей категории).

О специальных земельных фондах

Проектом предусматривается особый порядок уплаты земельного налога за земли природоохранного, рекреационного, культурно-исторического, оздоровительного назначения, переданные в собственность или пользование субъектам хозяйствования.

Предлагается также урегулировать налогообложение земель лесного фонда, как в населенных пунктах, так и вне границ населенных пунктов. При расчете этого земельного налога планируется использовать показатели усредненной стоимости пашни в регионе. Но такой подход не учитывает особенности данной категории земельных ресурсов. Для земель лесного фонда должны устанавливаться собственные тарифы налогообложения.

Вопросы начисления платы за землю, отведенную под железные дороги, а также переданную горнодобывающим предприятиям, в настоящее время не урегулированы. Авторы проекта предлагают установить, что плата за данную категорию земель устанавливается в размере 25% от суммы земельного налога, начисленного на общих основаниях. Новацией проекта является установление границ такого земельного участка - в пределах зоны отвода.

Что касается земель, занятых дорожными хозяйствами, то планируется отменить предоставленные им льготы и определить максимальный размер земельных участков, за которые плата не взимается. Новацией проекта также является урегулирование вопроса о плате за землю, отнесенную к водному фонду. За намытые или насыпные земли возле водоемов, а также за земельные участки на прибрежных защитных сооружениях начисляется земельный налог в двойном размере. Планируется урегулирование вопроса оплаты земли, используемой в целях ведения водного хозяйства (например, разведения рыбы), а также водозабора.

О «единоналожниках» и льготах

Авторы законопроекта последовательно отстаивают свое видение проблемы взимания платы за землю с субъектов хозяйствования, перешедших на упрощенную систему налогообложения — если они сдают в аренду земельные участки (в том числе и занятые сооружением или его частью), то земельный налог уплачивается ими на общих основаниях. Напомним, что в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком ряда налогов и сборов (обязательных платежей), в частности платы (налога) за землю. Но, по мнению ГНАУ, субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты земельного налога и платят за землю в соответствии с договором об аренде земли. Таким образом, «единоналожники» не освобождаются от уплаты арендной платы за землю. Также ГНАУ считает, что субъекты малого предпринимательства, которые платят единый налог, пользуются льготами в налогообложении только в отношении земельных участков, использующихся ими в предпринимательской деятельности. На другие земельные участки, пребывающие в собственности или пользовании субъектов малого предпринимательства, а также переданные ими а аренду, действие Указа не распространяется.

О контроле и санкциях

С целью осуществления контроля за соблюдением земельного законодательства, правильностью определения объекта обложения земельным налогом и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности предлагается предусмотреть необходимость согласования землеустроительными органами налоговой декларации, которая подается плательщиком земельного налога, и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности. В налоговой декларации должна быть отметка землеустроительного органа о соответствии данных государственному земельному кадастру.

В связи с увеличением количества правонарушений на рынке земли авторы проекта планируют ужесточить борьбу с данным видом правонарушений. Так, проектом предусматривается применение санкций к нарушителям, использующим земельные участки не по целевому назначению, а также без правоустанавливающих документов (самовольно занятые участки). Размер земельного налога и платы за использование земли государственной и коммунальной собственности в таком случае увеличивается в размере от трех до десяти раз в зависимости от срока нарушения. Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке земли, введение дополнительных санкций вряд ли остановит правонарушителей, самовольно занявших земельные участки.

По материалам газеты
«Юридическая практика»






   Объявления
Уникальное торговое помещение, Проспект Кирова, 8
Автономная промышленная база с Ж/Д ВЕТКОЙ!!!!!!!


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.