RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Проспект с Екатериной Славской. (Часть 1)
Выпуск 12 от 12.02.2004. Тема "История города"


Наталья Рекуненко - журналист

Печатная версия телевизионного проекта

Проспект с Екатериной Славской.

     Мы начинаем новый цикл публикаций об истории нашего города, который в 1926 году стал Днепропетровском, после Октябрьской революции в течение 8 лет именовался Сичеславом, с 1797 по 1802 - Новороссийском, а в день основания был назван Екатеринославом.

     Когда же был основан наш город?

     Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Как писал А.Моруа, история зависит от того, как расскажут её историки.

     До середины 70-х годов прошлого века днём рождения Екатеринослава считалось 9 мая 1787 года. В тот день императрица Екатерина Великая заложила первый камень в фундамент Преображенского собора. 

     Однако название "Екатеринос-лав" на карте Российской империи появилось несколькими годами ранее. В 1776 году было принято решение о строительстве губернского города на реке Кильчень. Со временем оказалось, что место это для жизни непригодно, и Потёмкин велел перенести Екатеринослав на правый днепровский берег. 

     С 1976 года, когда Днепропетровск пышно отметил своё 200-летие, годом его основания считается начало проектирования первого Екатеринослава. 

     И совсем недавно появилась ещё одна точка зрения на момент появления нашего города. Доктор истории Мыцик предложил считать временем зарождения Днепропетровска 1635 год, когда на правом берегу Днепра была возведена крепость Кодак.

     Но не следует думать, что только в начале XVII столетия нога человека впервые ступила на эти земли. Первые поселенцы на территории нынешнего города появились примерно 150-200 тысяч лет назад, в эпоху палеолита. Это были неандертальцы, по внешнему виду больше напоминавшие обезьян, нежели людей. Они охотились на огромных южных слонов и жили у входа в пещеры; в глубину пещер заходить боялись - верили, что там обитают злые духи. 

     40 тысяч лет назад здесь проживали охотники кроманьйоль-ского типа, отличавшиеся высоким ростом и длинными ногами. Их добычей были мамонты и зубры. Из их костей и шкур они строили низкие жилища, оттачивали иглы и шили одежду, из зубов делали бусы.

     В эпоху мезолита, приблизительно 11 тысяч лет назад, когда климат стал более мягким, люди переселились в большие чумы, высотой 2-3 мера и диаметром 4-5 метров, в центре которых помещали очаг. Научились ловить сетками и удочками рыбу, делать стрелы и копья. 

     В VII-IV веке до новой эры наши предки начали обрабатывать землю мотыгами и приручили рогатый скот, освоили изготовление лодок, керамической посуды и украшений. 

     Позднее, в эпоху меди и бронзы научились отливать металлические инструменты, которыми и сами пользовались, и торговали. 

     В начале I века до нашей эры на днепровских берегах начали селиться скифы. Их привлекал Борисфен - так древние греки называли Днепр, а историк Геродот писал о нём: это "самая большая по величине река" этого края, "а по благотворному влиянию на плодородие" она "подобна Нилу". 

     В I веке эту местность начали посещать славяне. Многих притягивало предание о том, что после Рождества Христова здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, с именем которого связывают возникновение христианства на Руси. Апостол плыл по Днепру в Киев и, преодолев крутые днепровские пороги, остановился отдохнуть на острове. Он помолился богу, установил здесь крест и продолжил свой путь. А остров с тех пор сделался своеобразным пристанищем и местом паломничества для христиан.

     Все путешественники, следовавшие на юг по Днепру и Чёрному морю, по так называемому греческому пути, и плывшие с юга на север, по русскому пути, обязательно останавливались на этом святом острове - для отдыха и молитвы. Не остановиться, проплыть мимо, было трудно. Дело в том, что на этом отрезке пути, примерно на расстоянии 40-50 вёрст, располагались крутые днепровские пороги. Пройти по ним вниз по течению было относительно несложно: лоцманы умело проводили лодки возле самого берега по мелкому каменистому дну. Но подняться на этом отрезке вверх по реке было практически невозможно. Поэтому те, кто направлялся из Константинополя в Киев, выбирали иной путь: из Чёрного моря через Керченский пролив - в Азовское море, затем плыли рекой Миус, потом около версты шли волоком в Волчью реку, из нее - в Самару, через которую попадали в Днепр. Этот путь называли русским. Он соединялся с греческим путём как раз возле святого острова.

     В 870 году к его каменистым берегам причалило русское торговое судно, возвращавшееся в Киев. На корабле находилось несколько греческих монахов и один богатый греческий купец. Красота этих мест и их славная история привела греков в восторг. Они решили поселиться здесь навсегда и построили монастырь, благодаря которому остров получил название Монастырский, или Монастырка.

     В 957 году из-за бури на Днепре несколько дней на острове прожила великая княгиня Ольга, направлявшаяся на переговоры с византийским императором Константином Багрянородным. А спустя 30 лет, в 988 году, остров посетил и великий князь Владимир, плывший с войском по Днепру в Херсонес. 

     По некоторым преданиям, в конце XI и в начале XII веков на Монастырском острове крестились дочери трёх половецких ханов. Став православными христиан-ками, они обвенчались с киевскими князьями: одна стала женой великого князя Святополка, вторая - князя Юрия, сына Владимира Мономаха; третья - женой князя Святослава, сына Олега Черниговского.

     В те годы днепровские и самарские берега населяли уличи. По одной из теорий, от имени этого народа, которое происходит от славянского слова "угол", пошло и старое название реки Орель - в XII веке её называли Угол. Рядом с славянами свои жилища разбивали печенеги, а позднее - половцы. Их соседские отношения иногда перерастали в семейные. 

     Как наследство потомкам, половцы оставили большое количество захоронений - курганов. На их верхушке часто ставили каменную бабу, возможно, веря в то, что она будет охранять покой усопшего.

     Известно, что примерно в XIX веке жители степной Украины растаскивали этих баб по дворам: устанавливали их на воротах, подпирали ими плетни и рассказывали легенды о происхождении этих каменных изваяний. Вот две из них, записанные Екатеринославским этнографом Яковом Новицким.

     На могиле пасла баба овец. Недалеко жиды мучили Варвару. Она вырвалась и спряталась между овцами. Стали жиды спрашивать бабу, а она и показала пальцем. С того времени окаменела и она, и овцы.

     Каменные бабы - то люди когда-то были. Это был превеликий народ и жил он до создания солнца. Как послал Господь солнце, стали великаны выходить из могил, стали охотиться на него. Господь разгневался и проклял их. С того времени они уменьшились и окаменели.

Продолжение читайте в следующих номерах






   Объявления
3 комнатная квартира в нагорном р-не, с автономным отоплением
Предлагается к продаже завод нового поколения


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.