RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Игорь Богданов: «Днепропетровск - город больших планов и больших возможностей»
Выпуск 136 от 16.08.2006. Тема "Строительство и архитектура"

Недавно днепропетровские архитекторы побывали в Америке на ежегодной выставке архитектуры и дизайна, организованной Американским Институтом Архитектуры. Для специалистов всего мира это прекрасная возможность не только познакомиться с новейшими архитектурными проектами, обменяться свежими идеями, взглянуть на строительство и архитектуру будущего, но и оценить собственные достижения в этой сфере. Для наших архитекторов это актуально вдвойне: новый Генеральный план развития Днепропетровска, который вскоре примет статус официального закона, а сейчас активно обсуждается на всех уровнях, потребует от архитекторов воплощения самых современных идей, с учетом лучших достижений мировой архитектуры и градостроительства. Ведь таким специалистам принадлежит особая роль в формировании архитектурного облика мегаполиса. Поделиться впечатлениями о поездке и поговорить о возможностях и перспективах развития нашего города мы попросили Игоря БОГДАНОВА, участника международной выставки, депутата горсовета, главного архитектора сети фирменных центров покупок и отдыха «Дафи».

- Игорь Валентинович, чем интересны подобные выставки?

- Это выставка, которую ежегодно проводит Американская организация архитекторов (American Institute of Architects) - AIA EXPO 2006. В этом году выставка и Национальная архитектурная конференция проводилась в Лос-Анжелесе. Кроме экспозиции архитектурных и строительных компаний, в программе были предусмотрены ряд мероприятий, связанных с общественной деятельность AIA. Подобные выставки в очередной раз доказывают, что архитектура и градостроительство, как зеркало, отражают состояние общества и пытаются соответственно отвечать на требования сегодняшнего и завтрашнего дня. Надо только уловить эти тенденции и найти решения, адекватные запросам и возможностям города. И здесь нет каких-то общих рецептов и правил. Индивидуальность каждого города, его история, особенности ландшафта, вектор развития, наконец, объемы инвестиций предопределяют его архитектурный облик. Поэтому то, что возможно, скажем, в Нью-Йорке, неуместно у нас. Здания, подобные разрушенным «близнецам» высотой более 400 метров, или другие, строящееся сегодня в Нью-Йорке небоскребы, при всем их техническом совершенстве, вряд ли смогли органично включиться в застройку нашего города.

- Насколько впечатляет архитектура такого города, как Нью-Йорк?

- Когда приезжаешь в другую страну, безусловно, пытаешься оценить, что в градостроительной сфере сделано удачно, какие проблемы решаются лучше и что следовало бы взять на заметку. Нью-Йорк - действительно уникальное творение рук человеческих. Он поражает прежде всего своей необычностью как градостроительное образование. Среди характерных черт – густая, преимущественно ортогональная сетка улиц: с севера на юг – авеню, с востока на запад – стрит, мелкая «нарезка» на неглубокие кварталы и, конечно же, небоскребы, демонстрирующие огромные строительные возможности, инженерную мощь… И не менее уникальная особенность – сочетание вроде бы утилитарно спроектированных и, на первый взгляд, не связанных между собой разнообразных зданий создает совершенно фантастический силуэт города. Характерный, яркий, запоминающийся. В то же время Нью-Йорку присущи те же проблемы, которые решает любой мегаполис мира. Это и неоднородность застройки, и транспортные, и экологические проблемы, и проблемы, связанные с высотностью зданий, и многие другие.

- Мне казалось, что в Америке нет предела высоты…

- В Нью-Йорке строительство зданий более определенной, установленной высоты облагается специальным налогом – так называемым «налогом на воздух» или, скорее, на пространство. Это не позволяет затенять соседние сооружения. Строить можно и выше, но придется заплатить столько, что строительство может оказаться экономически нецелесообразным.

Чтобы избежать проблем, разработаны специальные положения, регламентирующие характер застройки. Дело в том, что кварталы имеет вытянутую форму, что негативно сказывается на передвижении пешеходов между улицами. Мэрия предлагает строительство своеобразных переходов внутри квартала, а за это инвесторам разрешается возведение более высоких зданий. Это не что иное, как градостроительное регулирование. Причем экономическими методами. В целом действует система правил застройки, так называемый «зонинг». В наших условиях эта роль отведена Генеральному плану развития города с соответствующими правилами застройки.

- Но ведь старый Генплан канул в лету, а новый еще не обрел статус городского закона.

- Заблуждение, что у нас нет Генерального плана развития города. Генплан, по которому была начата застройка Екатеринослава, был разработан в конце 18 века архитектором Старовым. Этот документ предопределил многие характерные особенности застройки города – проспект с центральным бульваром, протяженностью более пяти километров, систему площадей и многое другое. В последующее время также разрабатывались генеральные планы города. Так что исторически наш город всегда строился по Генплану, который корректировался в зависимости от конкретных обстоятельств. Не надо забывать, что Екатеринослав основывался как южная столица Российской империи. Поэтому столичный градостроительный масштаб при провинциальной исторической застройке - одна из отличительных черт нашего города. Кстати, любопытная деталь: Днепропетровск ровесник принятия в 1776 году Декларации независимости североамериканских колоний Британии.

- Чем полезен для нас мировой опыт, в частности Америки, в подходах к градостроительству?

- Как я уже говорил, каждый город имеет свои индивидуальные особенности, поэтому чужой опыт, каким бы он ни был привлекательным, невозможно перенести буквально и получить при этом хороший результат. А вот отдельные идеи использовать можно. К примеру, один из путей решения Нью-Йорком транспортной проблемы. Там значительная доля транспорта, пересекая водные преграды, проходит через подземные тоннели. Сегодня это весьма эффективный и перспективный тип сооружений, помогающий избежать транспортного коллапса. У нас пока это не делается, хотя подобные проблемы в городе существуют. Например, для организации движения на правобережном подходе к центральному мосту Генеральным планом предусмотрена прокладка тоннеля, пересекающего проспект Карла Маркса. Не помешало бы нам также начать строить многоуровневые наземные и подземные паркинги, как это происходит во многих крупных городах мира.

- А как насчет такой составляющей, как экология?

- До какого-то момента мировая тенденция была такова – разделение объектов промышленности и жилья, с учетом четкого зонирования территории. Промышленные территории жестко выделялись, «выгораживались», что было оправданно, наверное, лишь в эпоху «диккенсовского капитализма». Вредные производства требовали создания обширных санитарно-защитных зон. Сейчас ситуация изменилась. Появились технологии, которые позволяют до минимума снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Да, они дорогостоящие, но земля, которая прогуливает рядом с предприятием, еще дороже. Понятно, что нельзя строить химический завод в центре города, центр вообще следует освобождать от промышленности, но нужно создавать условия, чтобы инвестор пришел и на эти территории. Кстати, есть и необычные примеры. В Дрездене (Германия) в центре города построена так называемая «хрустальная мануфактура» – завод по сборке автомобилей Фольксваген Фаэтон. С одной стороны через улицу – жилая застройка. С другой - территория дендропарка. Рядом - зона историко-архитектурного памятника. Естественно, возникает вопрос: как это могло случиться? Конечно, это своеобразный рекламный ход. Немалую роль сыграли большие деньги – около 15 тыс. марок за каждый квадратный метр городской земли. Но при этом инвесторы решили тему безопасного производства. Были приняты уникальные меры по обеспечению экологической безопасности. В итоге город получил очень красивое, современное здание, появились дополнительные рабочие места. Но главное, условия проживания горожан не ухудшились.

Инвесторов, которые приносят деньги в развитие города, надо ценить и поддерживать. Единственное требование – надо помогать им принимать правильные, полезные городу решения. Мировой опыт свидетельствует: в какую сферу вкладываются деньги, там и происходит развитие. Поэтому нам надо создавать условия, привлекательные для инвестиций. Тогда и самые фантастические проекты станут реальностью.

- Некоторые эксперты высказывают мнение, что новый Генеральный план развития Днепропетровска может претендовать на звание лучшего в Украине. В чем, на ваш взгляд, его особенность?

- Я не был бы столь категоричен. За последние годы в ряде городов Украины были разработаны и утверждены новые генеральные планы. Особенностью нового Генерального плана развития нашего города можно считать, прежде всего, то, что он учитывает сегодняшние требования и отвечает на вопросы, что нужно сделать и как, чтобы город стал лучше, чем вчера, и более комфортен для проживания. Разработчики Генплана - специалисты ведущего в Украине института по проектированию его городов «Гипроград» - попытались ответить на вопрос, что будет актуально завтра и послезавтра, какие территории наиболее эффективны для застройки, какие направления развития города станут приоритетными. Предыдущий Генплан 1992 года тоже был хорош, но он был разработан для «того» времени и оказался непригодным для сегодняшнего дня. Яркий пример – существующая линия метрополитена. Решение было простое – связь между центром города и спальным районом, путь к которому унизан заводами. Такое направление обеспечивало станции равномерной загрузкой пассажирами в любое время дня, что очень важно для метро. Но заводы перестали интенсивно работать, количество рабочих сократилось. В результате линия метро оказалась невостребованной и не окупается. То есть, то, что было оптимальным для того времени, оказалось неактуальным для дня сегодняшнего. Новый Генплан тем и хорош, что делается исходя из сегодняшних условий, исходя из современных направлений развития общества, города и городской среды, а также с учетом общих мировых тенденций.

- Что нового вносит Генплан в развитие транспортной системы города?

- Этой проблеме в Генплане уделено большое внимание, так как город ждет адекватного ответа на этот острейший вопрос. Хотим мы этого или не хотим, но время «маршруток», когда-то помогавших решать транспортную проблему, судя по всему, заканчивается. Сегодня нужны совершенно другие принципы организации движения транспорта. И в этом отношении метро – прекрасное решение. В соответствии с новым Генпланом предполагается построить более 37 км новых линий. Теперь планируемой ранее тупиковой станции «Днепр» в районе памятника Славы не будет. Линия протянется дальше и пройдет под Южным вокзалом, выйдет в Тоннельную балку в районе ж/м Победа, поднимется через ж/м Сокол и выйдет на ж/м Тополь. Другая перпендикулярная Днепру линия пройдет под дном реки, вдоль проспекта Правды. На правом берегу она пересечет проспект Карла Маркса и протянется до ЮМЗ и далее до шинного завода. Нет сомнения, что метро станет мощнейшим катализатором развития городской застройки. Кроме того, Генплан предусматривает строительство право- и левобережных подходов к существующим мостам, а также двух новых мостов через Днепр – в районе улицы Павлова и Комсомольского острова.

- Во время общественного обсуждения вы выразили резкое несогласие с предложением разработчиков Генплана активно развивать троллейбусную сеть и почти полностью отказаться от трамваев как неактуального транспорта. Действительно ли трамваи уходят в прошлое и что говорит опыт других стран?

- По моему мнению, трамвай, как вид городского транспорта, далеко не исчерпал свои возможности. Замена устаревшего подвижного состава на современный, реконструкция трамвайных путей, с использованием технологий, обеспечивающих снижение шума и вибрации, оптимизация маршрутов и организация эффективной системы управления движением – основные пути развития этого вида транспорта. А что касается троллейбусов – то в ближайшем будущем автобусы большой вместимости с «экологически чистыми» двигателями составят им серьезную конкуренцию. В то же время необходимость строительства и обслуживания контактной сети, невозможность оперативной смены маршрутов движения троллейбусов – недостатки, от которых нельзя избавиться. А что касается главного проспекта города – то здесь трамвай представляет собой историческую ценность, от которой тоже не следует отказываться.

- Специалисты говорят, что в городе катастрофически не хватает земли для застройки. Как будет решаться эта проблема?

- Новый Генплан не предполагает расширения границ города. Внутри же города свободных площадок для строительства действительно мало. Поэтому сегодня важна организация такой застройки, которая позволяла бы более эффективно использовать территорию города. Это строительство в условиях реконструкции, на территориях, требующих специальной инженерной подготовки, освоение участков в периферийных частях города. Одним из таких направлений является высотное строительство. Так что от домов повышенной этажности нам никуда не деться – город неизбежно будет расти ввысь. Уже в ближайшие годы в городе должны появиться 30-40 - этажные здания, в частности, на ж/м Победа, в районе гостиницы «Парус», в квартале между улицами Харьковская-Глинки-Миронова, 25-этажки в районе проспекта Кирова и др.

- Насколько оправданно сегодняшнее «строительство во дворах» и как влияет на застройку города отсутствие нового стратегического документа – Генерального плана? Не приводит ли это к так называемому «ручному управлению»?

- Эффективное использование внутриквартальных территорий – один из путей повышения качества застройки. Другое дело – желание некоторых застройщиков получить максимальную прибыль из земельного ресурса, при этом ущемляя интересы населения. Подобные проблемы возникают во многих городах Украины, да и не только Украины, где ведется интенсивное строительство. Решение - в соблюдении требований строительных и санитарных норм и разработке детальной градостроительной документации, которая обеспечит защиту интересов как жителей, так и застройщиков. Причем документации разных уровней – от схемы зонирования территории города и общегородских правил застройки до проектов застройки кварталов с определением этажности зданий, их назначения и т. д. В градостроительных документах будет определено, что позволено и что нет. И в этих условиях проектируй, строй, но не нарушай закон. Так и делается в большинстве стран мира. В этом случае мы будем знать, что новый объект будет соответствовать тому, что предусмотрено градостроительными документами. Исчезнет потребность в так называемом «ручном управлении». Станет проще жить инвестору – он сможет смело планировать, куда ему зайти и с каким объектом. Проще станет и жителям – они будут знать, что в перспективе появится перед их окнами, и не повлияет ли это на качество проживания.

- Какие новые объекты в нашем городе, на ваш взгляд, самые замечательные?

- Наиболее яркие - это ансамбль «Крутогорный», строящийся «Мост сити-центр», проектируемые «Брама» и, возможно, новый деловой центр в комплексе с гостиницей «Парус». Это объекты, которые во многом определят будущее лицо нашего города и станут его символами. Можно по-разному относиться к «башням-близнецам», но это обоснованное градостроительное решение, которое улучшило силуэт города.

- Что вас тревожит сейчас как бывшего главного градостроителя и как архитектора?

- Мне бы хотелось, чтобы масштабная застройка, которая сейчас развернулась в центральной части Днепропетровска, была продолжена достойно. Мы должны найти разумные профессиональные решения, которые не вредили бы историческому ядру города и не ущемляли интересы горожан и инвесторов. Мне кажется, что гармоничное сочетание старого и нового, нахождение правильных взаимоотношений между историческими зданиями и объектами, обращенными в будущее, - важнейшая задача, которую нужно решить сегодня. И в этом смысле застройка центра, формирующая новое лицо мегаполиса, станет для нас своего рода лакмусовой бумагой - как мы ее решаем сегодня, так и программируем будущее развитие города.

Сегодня мы только-только вышли из детства и приближаемся к юности. Мы в процессе. Мы в пути. И я бы не хотел, чтобы наши современники думали, что все хорошее уже сделано ранее – хотелось бы, чтобы они восхищались и тем, что сделано и делается сегодня. Для успешного решения самых сложных задач у нас есть все: одна из лучших в Украине архитектурных школ, достойные проектные мастерские и строительные компании и, конечно же, инвесторы, готовые вкладывать деньги в развитие города.

Беседовала Валентина ПОПОВА






+380 56 79-000-79
   Объявления
МЕСТО УСПЕШНОЙ ТОРГОВЛИ!!!! БЕЗ КОМИССИИ!!!
Продажа квартиры ЖК АМСТЕРДАМ
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0612