Выпуск 11 от 04.02.2004. Тема "Юридическая консультация"
Вопрос об отмене прописки можно смело назвать эпопеей или даже сериалом. Все прогрессивное человечество нашей страны, и в том числе наше правительство понимало, что существование прописки и связанные с этим ограничения никак не импонирует Украине - как Европейскому государству. Еще 14 ноября 2001 года Решением Конституционного Суда N 15-рп/2001 был признан неконституционным разрешительный порядок прописки (когда выбор лицом места проживания определялся разрешением паспортной службы органов внутренних дел).
Во исполнение указанного Решения постановлением Кабинета Министров Украины (далее - КМУ) от 10 января 2002 г. N 13 были внесены изменения в подпункт 1 пункта 4 Положения о паспортной службе органов внутренних дел, которыми прописка (выписка), имеющая разрешительный характер, была заменена регистрацией и учетом граждан по выбранному ими месту жительства.
В связи с ликвидацией "института прописки" 11 января 2002 года Президент в своем Указе N 12/2002 обязал КМУ в месячный срок представить на рассмотрение Верховной Раде (далее - ВР) проект Закона "О порядке регистрации физических лиц по месту проживания" и утвердить Временное положение о порядке регистрации физических лиц по месту проживания на период до принятия соответствующего закона.
Но в двухмесячный срок КМ не представил на рассмотрение ВР проект, в связи с чем, предусмотренное Указом Временное положение, а точнее Временный порядок регистрации физических лиц по месту проживания был утвержден постановлением КМУ от 16.01.2003 N 35 "Об утверждении Временного порядка регистрации физических лиц по месту проживания".
В соответствии с постановлением физические лица (далее - лицо), местожительство которых на момент вступления в силу постановления подтверждается пропиской, считаются зарегистрированными по месту проживания. Из чего следовало, что всеобщей перерегистрации не последует и у прописанных граждан дополнительных обязанностей не возникнет.
В Порядке, под местожительством лица понимается место, где оно постоянно или преимущественно проживает как владелец жилого дома (помещения), по договору его найма, поднайма, аренды или на других основаниях, предусмотренных законодательством Украины. В то же время, из перечня документов, необходимых для осуществления регистрации, не следует обязанность предоставлять документальное подтверждение проживания на той или иной площади.
Регистрацию осуществляют территориальные подразделения /территориальные органы/ Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц путем внесения данных о месте проживания физического лица в адресно-справочные картотеки и проставления штампа о регистрации в паспорте граждан.
Перефразируя классика мирового пролетариата, можно сказать, что отмена прописки, о необходимости, которой говорили все,… особо, порядок осуществления регистрации от порядка осуществления прописки не изменила (если не считать принципиального отличия - отсутствия необходимости получения разрешения на проживание в определенном месте).
В случае изменения места проживания в 10-дневный срок после прибытия на новое место жительства необходимо предоставить документы соответствующим жилищно-коммунальным предприятиям, ЖСК, объединениям собственников многоквартирного дома и другим уполномоченным организациям, осуществляющим обслуживание жилого фонда.
Следует отметить, что за проживание без регистрации ст. 197 КоАП предусмотрена дминистративная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа.
Для осуществления регистрации необходимо предоставить: - письменное заявление; - паспорт с отметкой о снятии с регистрационного учета по предыдущему месту проживания; - квитанцию об уплате государственной пошлины; - три экземпляра талона регистрации (за которые будет взиматься плата в размерах фактических расходов, связанных с изготовлением бланков талонов); - талон снятия с регистрационного учета по предыдущему местожительству.
Собственно говоря, уже с этого времени некоторая часть наших сограждан радостно говорила о том, что прописка отменена, и уважаемые чиновники могут забыть об этом существенном нюансе, как о средстве доставить нам лишние хлопоты.
Но те, кто столкнулся с необходимостью прописки или регистрации, знают, что ни в одном учреждении, где требуется удостоверение личности, без штампа о прописке или регистрации не обойтись.
Примечателен тот факт, что даже в поликлиниках появились таблички "Выдача больничных производиться по паспорту при наличии прописки".
При попытке обслуживаться в поликлинике по месту проживания, а не по месту прописки, на праведный гнев пациента о том, что прописка отменена, и "буду лечиться где хочу", сдержанные представители медперсонала говорили загадочную фразу: "Ну, Вы же понимаете…", а не сдержанные сразу отправляли… по месту прописки.
Штамп в паспорте о прописке продолжает играть в нашей жизни немаловажную роль. Институт прописки с 2001 года объявлен вне закона. Взамен решено регистрировать проживающих в Украине.
Единой Госсистемы регистрации граждан в Украине пока нет. Но существует законопроект "О регистрации физических лиц в Украине", который был рассмотрен ВР 12.11.2003 г.
Однако наши законодатели проявили последовательность и дальновидность, все же сделав шаг навстречу Европе, и издали очень важный документ - Закон Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" №1382-IV от 11 декабря 2003 года (далее - Закон). Как говорилось в некоторых СМИ: "Президент - разрешил свободное передвижение по стране".
Настоящий Закон вступил в силу со дня опубликования, а именно с 15 января 2004 года (газета "Урядовый курьер" №7 от 15.01.04 г.).
Как следует из текста Закона, он регулирует отношения, связанные со свободой передвижения и свободным выбором места проживания в Украине, гарантированные Конституцией Украины и закрепленные Декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международными актами.
В общем как не крути, документ прогрессивный.
Действие Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев, а также на лиц без гражданства, которые пребывают на территории Украины на законных основаниях.
Вышеуказанным лицам, статьей 2 Закона гарантируется свобода передвижения и свободный выбор места проживания на ее территории, за исключением ограничений, установленных Законом.
Законом вводятся и новые термины на которых, я думаю, стоит остановиться:
свобода передвижения - право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, свободно и беспрепятственно по своему желанию перемещаться по территории Украины в любом направлении, любым способом, в любое время, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом;
свободный выбор места проживания или пребывания право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, на выбор административно-территориальной единицы, на территории которой они хотят проживать или находиться;
место пребывания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году;
место проживания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в году;
лицо - физическое лицо;
регистрация - внесение сведений в паспортный документ о месте проживания или месте пребывания с указанием адреса жилья лица и внесение этих данных в регистрационный учет соответствующего органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам регистрации;
справка о регистрации места проживания или места пребывания - документ, который выдается органом регистрации лицу по ее требованию и подтверждает регистрацию места проживания или места пребывания лица.
Что же в соответствии с законом считается законными основаниями для пребывания на территории Украины?
Для граждан - принадлежность к гражданству Украины;
Для иностранцев или лиц без гражданства - регистрация на территории Украины паспортного документа либо наличие вида на постоянное или временное жительство в Украине, либо документов, которые удостоверяют получение статуса беженца или пристанища в Украине. УС ТАТЬЯНА - руководитель юридического департамента компании "Риэлнест" Продолжение читайте в следующем номере
| |