RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Как возрождался Днепропетровск.
Выпуск 124 от 24.05.2006. Тема "История города"

Днепропетровск находился под властью немцев, итальянцев и румын чуть более двух лет, с 25 августа 1941 г. Город освободили 25 октября 1943 г. мощным ударом Красной Армии с Юго-Востока. Войска ушли дальше на Запад, а жители остались наедине с разрушенным городом. “Столица Приднепровья” лежала в руинах, и требовались огромные финансовые вливания и рабочая сила, чтобы восстановить город в прежнем облике. Современный Днепропетровск несет в себе очень много от той, послевоенной, эпохи. Как проводилась колоссальная операция под названием «восстановление Днепропетровска»? Краткий рассказ о том, что можно и нужно вспоминать не только в День Победы.


Разрушеная немцами гостиница "Украина"


«Три кита» восстановительного процесса

«Город снова наш, но в каком ужасном виде! …Надо как можно скорее залечить глубокие раны, нанесенные заводам и вузам, улицам, площадям, паркам». Так передал послевоенные эмоции днепропетровцев известный краевед и журналист Михаил Шатров. Быстрое и планомерное возрождение городского механизма стало возможным за счет ресурсов государственной машины, огромных капиталовложений и массового народного энтузиазма. Это не пафосные слова, а реалии послевоенного времени. Еще не закончилась война, а в январе 1945 г. в Днепропетровске работали снова почти все предприятия. Из 170 бывших до войны предприятий выдавали продукцию 158. На восстановлении заводов трудились даже женские бригады – в апреле 1944 г. на заводе Карла Либкнехта работали 16 женских бригад.

В ноябре 1943г. был пущен городской трамвай. Полностью восстановить трамвайное хозяйство города удалось уже в 1948г. В 1947 г. в Днепропетровске впервые появился троллейбус. Первая линия прошла от вокзала до горсовета (сейчас это училище культуры на углу проспекта и Екатеринославского бульвара). В 1948 г. проложили новую троллейбусную линию от вокзала до парка Шевченко длиной 4,2 километра. В ноябре 1949 г. еще одна троллейбусная линия связала два берега Днепра – центральный район с Амур-Нижнеднепровском. Правда, в официальном документе 1947 г. транспорт все еще называли одним из самых «узких мест» городского коммунального хозяйства.

Понемногу оживали культурные учреждения. Уже в 1945 г. работали основные театры и Дворцы культуры. В 1947 г. открылась городская публичная библиотека. Она начала свою работу почти с нуля – с фондом всего в 7 тысяч книг. В 1948 г. в 15 вузах Днепропетровска обучалось уже свыше 15 тысяч студентов - по одной тысяче человек на каждый вуз. 16 января 1945 г. возобновился выпуск областной газеты «Днепровская правда». А еще раньше, сразу же после освобождения, стала вновь выходить областная газета «Зоря».

Самым трудоемким процессом оказалась реконструкция жилого фонда. Его удалось восстановить в довоенных размерах только в 1953 г.

«План великих работ». Ожившие металлургические гиганты

Так назвала главная союзная газета «Правда» пятилетний план развития всей страны на 1946 – 1950 гг. Задача, по большому счету, стояла одна – восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства в разрушенных районах. 27 декабря 1946 г. местные газеты сообщили, что «Петровка» досрочно выполнила план первого года четвертой пятилетки. Завод Ленина, метизный завод, коксохимический завод выполнили план. Завод металлоконструкций уже в 1946 г. достиг довоенного уровня производства, хотя площадь его цехов была втрое меньше довоенной, а станочный парк уменьшился в три раза.

26 апреля 1947 г. газета «Днепровская правда» писала: «У сталеплавильщиков металлургического завода им. Петровского большое радостное событие: ожила разрушенная врагом, заново восстановленная крупнейшая на Приднепровье мартеновская печь № 10… Сегодня в 2 час. 30 мин. выдана первая плавка весом около 100 тонн». К февралю 1948 г. восстановили доменную и мартеновскую печи на заводе им. Петровского, мартеновскую печь и колесопрокатный цех на заводе имени Карла Либкнехта и другие самые важные промышленные объекты Днепропетровска.

Новые старые мосты

До войны в Днепропетровске было два моста – оба железнодорожные. Главный, который теперь называют Амурским или «старым», и Мерефо-Херсонский. Старый мост, построенный в 1884 г., соединил оба берега Днепра, Криворожский железорудный бассейн с Донецким угольным бассейном. С него начиналась история мощного промышленного центра на Днепре. Екатеринослав, сквозь который тогда прошла железная дорога, стал узловым центром в месте пересечения транспортных и финансовых потоков. Амурский мост был третьим по величине в Европе. Но это чудо инженерной мысли войны не щадили. Первый раз его взорвали махновцы. Второй раз – гитлеровцы. Картина была ужасная – торчащие из воды опоры моста и в воде – части огромных конструкций. Однако уже через два года мост удалось полностью восстановить. Сохранился даже рапорт об этом событии, датированный 31 января 1946 г. «Коллектив строительства 151 рапортует о выполнении срочного задания по капитальному восстановлению моста через реку Днепр у г. Днепропетровска. 30 января по мосту открыто движение поездов. Ввод в эксплуатацию этого моста коренным образом улучшает эксплуатационную работу важнейшего направления, связывающего Кривбасс с Донбассом…». Процесс восстановления занял 13 месяцев. Пришлось снова сооружать 11 опор, подымать со дна реки обрушенные пролетные строения и пускать их металл в производство новых частей моста.

Еще одна цитата из рапорта: «Коллектив мобилизован и готовится к восстановлению самого крупного в Советском Союзе железобетонного моста через реку Днепр линии Мерефа-Херсон». Вскоре и это «срочное задание» было успешно выполнено – Мерефо-Херсонский мост также восстановили. Сегодня – это один из красивейших мостов в мире и обязательный элемент великолепной днепровской панорамы.

Реконструкция главного проспекта

Часть зданий на проспекте Карла Маркса напоминает застройку проспекта Ленина в Запорожье. Все правильно – главная магистраль ближайшего города (одна из самых длинных в Европе – больше 11 км) застраивалась после войны в том же стиле – «сталинский ампир». Здесь даже лучше, чем в Днепропетровске, представлены особенности этого стиля – обильный декор, гипсовые статуи – рабочие с колхозницами, символы – звезды, серпы с молотами и неизменные «сталинские» башенки и шишечки. Все это отменил после смерти Сталина Никита Хрущев, посчитав «архитектурным излишеством». И, тем не менее, эти здания 1950-х гг. до сих пор определяют облик центральной части Днепропетровска. Только в ближайшие несколько лет, кажется, их окончательно потеснят «небоскребы».

Два самых колоритных уголка послевоенного проспекта – это, пожалуй, угол улицы Ворошилова и Карла Маркса, и квартал между улицами Артема и Карла Либкнехта. На углу Ворошилова стоят два пятиэтажных дома, построенные в стиле неоклассицизма. Один наверху завершает колоннада, а другой - высокий шпиль со звездой. Эти колоннада и шпиль давно вписались в центральный ансамбль, да так хорошо, что стали своеобразным эталоном, уместным и в современной архитектуре. Достаточно посмотреть на новый деловой центр «Атриум», расположенный на квартал выше и открытый в 2005г. На нем установили очень похожую псевдоклассическую колоннаду, только металлическую, покрашенную в темно-серый цвет.

А между улицами Карла Либкнехта и Артема на проспекте расположились два внушительных здания сталинского стиля, занимающие каждое целый квартал, друг напротив друга. Эти жилые дома были построены для рабочих металлургических заводов Днепропетровска. И снова внушительный декор, советская символика, статуи рабочих и даже матери с ребенком и «рогом изобилия».

В послевоенное время главный проспект планировали восстановить в боле значительных масштабах, чем получилось в реальности. Были предложения сразу застраивать его домами не в пять, а в семь и более этажей, но от этой идеи почему-то отказались. На месте нынешнего оперного театра планировался огромный «просвет» вплоть до Днепра, чем-то напоминающий Марсово поле в Петербурге. Не получилось.

Самым изящным зданием послевоенной сталинской эпохи на проспекте является «дом с башней» на углу улицы Серова (архитектор Д. Щербаков). Легкая башня возвышается в несколько ярусов над пятиэтажным основным объемом. В советское время башня была видна на расстоянии нескольких кварталов. В новую эпоху довольно скоро она будет соседствовать с несколькими крупными деловыми центрами.

Знаковые сооружения: дворец, вокзал, гостиница

Интересно сложилась послевоенная судьба некоторых объектов Екатеринослава – Днепропетровска.

Дворец князя Потемкина. Бывший дом Дворянского собрания большевики в 1920-е годы отдали под дом отдыха рабочих завода имени Ильича. В 1943 г. массивное здание полностью выгорело. Сохранился один кирпичный остов с обрушившейся крышей. Такое здание – памятник архитектуры XVIII века – не могли снести, хотя от него оставались одни руины. Было найдено компромиссное решение: боковые флигели и колоннады оставили, как есть, а центральную часть фактически соорудили заново, добавив третий этаж, значительно увеличив объем, пристроив массивные портики в два этажа высотой. Новый старый дворец был открыт в 1952 г. Он был еще украшен барельефами Ленина, Сталина, скульптурами, изображавшими стремление советской молодежи к науке и увлечение «художественной самодеятельностью». Почему? Потому, что в отстроенном дворце князя Потемкина разместился первый в Советском Союзе «Дворец культуры студентов». Он здесь и сейчас, правда, «самодеятельность» сильно отличается от советской.

Железнодорожный вокзал. Старое здание в «неорусском» стиле появилось одновременно с открытием самой дороги, в 1884 г. После ухода немцев остался только первый этаж. Было принято решение отстроить вокзал по новому проекту известного московского архитектора Душкина, который участвовал в возведении знаменитых сталинских высоток и станций московского метро. Новый вокзал получился очень удачным, к тому же повторял силуэт старого с двумя башнями. Вокзал в Днепропетровске выполнен в строгом неоклассическом стиле, никаких лишних элементов и обильного декора. Он сразу стал одним из городских символов. А к 1958 г. перед зданием вокзала построили ансамбль зданий Привокзальной площади в том же стиле.

Гостиница «Украина». Бывший доходный дом Хренникова. Образец стиля «украинский модерн». Здание закончили в 1913 г., перед Первой Мировой войной. Центральная башня, решенная в стиле деревянных казацких церквей, была увенчана шпилем, изображавшим двух всадников. Цветные майоликовые вставки на фасадах. И что осталось – искореженный металлический каркас. Тоже восстановили. Правда, архитектор Зуев изменил внешний вид здания – башня вышла другой формы – прямоугольной, однако автор модифицировал архитектуру довольно деликатно, и даже в таком виде «Украина» остается знаковым сооружением центральной части Днепропетровска. Ее очень любят рисовать городские художники, которые продают свои картины здесь же, напротив, на бульваре.

«Парки города подготовлены к лету»

Уже через несколько лет после освобождения «летний отдых трудящихся г. Днепропетровска… проходил в благоустроенных больших парках: им. Шевченко, им. Чкалова, им. Кирова и пяти малых парках и садах…». Официальный отчет за 1948 г. сообщал, что «в сравнительно короткий срок в результате социалистического соревнования и привлечения общественности все парки и сады города были подготовлены к лету». В 1948 г. закончили сооружать колоннаду – вход в парк имени Шевченко, построили беседки, посадили 800 деревьев и 1600 кустов, поставили 60 скамеек.

Снова возродилась традиция устраивать в парках концерты с участием симфонического оркестра и даже солистов.

Конец пятидесятых – в ожидании нового подъема

К концу пятидесятых годов Днепропетровск опомнился от военных потрясений и стал набирать темпы нового витка развития. 1957 год стал как бы переломным между процессом послевоенного восстановления и стабилизацией последующей эпохи. В этом году в Днепропетровск впервые пришел газ из Шебелинского газового месторождения на Полтавщине. 3 июля 1957 г. закончили строить газопровод длиной более 200 километров.

Цена оккупации
Немецкая оккупация нанесла Днепропетровску колоссальный ущерб.

За годы оккупации в Днепропетровске погибли 60 тысяч мирных жителей и военнопленных, 70 тысяч были угнаны на принудительные работы в Германию. Были взорваны и сожжены 187 многоэтажных зданий на проспекте Карла Маркса, 28 больниц и поликлиник, 17 школ и 50 детских дошкольных учреждений, 2 гостиницы. Превратились в руины театры оперы и балета, юного зрителя, украинской и русской драмы, филармония. Разрушен горный институт. Полностью сожжена городская публичная библиотека с фондом 800 000 книг. Сгорели уникальные фонды областного архива XVIII – XIX вв. Разграблены музеи: исторический, художественный, революции. Разрушены основные заводы: имени Петровского, им. Карла Либкнехта, имени Коминтерна и десятки других. Взорваны железнодорожный узел и станция Днепропетровск и Нижнеднепровск-Узел, мосты через реки Днепр и Самару. Уничтожено 40 % жилого фонда. Материальный ущерб Днепропетровска исчислялся колоссальной цифрой в 3 миллиарда рублей.

27 октября 1957 г., к годовщине освобождения, на центральной площади города открыли памятник «вождю мирового пролетариата» – Владимиру Ленину. Такой памятник считался тогда главным в любом городе Советского Союза. Установка главного монумента вождю зафиксировала, что восстановление центра, в принципе, завершилось. В 1957 г. Днепропетровск посетил в последний раз человек, чьим именем назвали город – «старый большевик» Григорий Иванович Петровский. В следующем, 1958 г. он тихо скончался в Москве. А еще через несколько месяцев, 30 апреля 1958 г. в эфире появились первые сигналы Днепропетровского телевидения.

***

Благодаря интенсивной восстановительной работе, город сравнительно быстро «вошел в строй действующих», как тогда было принято говорить об отдельных предприятиях - промышленных гигантах. Эти слова в полной мере можно отнести и к Днепропетровску - металлургическому гиганту на Днепре.

Старая эра медленно отходила в прошлое. Город залечивал раны, а на его горизонте уже маячила совсем другая эпоха – эпоха «застоя», принесшая городу совсем не упадок, а новый виток развития и процветание.

Максим КАВУН






+380 56 79-000-79
   Объявления
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект «ЛОТОС» Общая площадь 420 кв.м
Продажа элитного участка в с.Песчанка по ул.Самарская со своим берегом
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.1187