RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  "Старый" мост.
Выпуск 5 от 10.12.2003. Тема "История города"

     "А на станции Нижнее - Днепровск, ошарашамши по две рюмочки и закусивши оные раками местного произведения, стали мы на заднюю площадку, чтобы значит со страхом и трепетом днепровский мост переехать. Ну и мост: от удивления и страха многие даже икать начали. И как это трезвый человек такое выдумать смог?"

П. Милушин, купец
Июнь 1885 г.

     На протяжении всего 19 века Екатеринослав был обыкновенным губернским городом, месторасположение которого не давало надежд на бурный рост или экономический подъём. Расположенный в области по преимуществу аграрной, в дали от крупных промышленных и торговых центров, Екатеринослав должен был довольствоваться лишь своим административным статусом столицы далёкой сельскохозяйственной провинции. 

     Основным занятием жителей губернии было, по свидетельству Д.И. Яворницкого - земледелие, скотоводство, овцеводство, рыболовство, пчеловодство и отчасти добывание соли. Из 46876 жителей Екатеринослава в 1880 году в промышленном секторе работало только 572 человека, то есть менее двух процентов населения.

     Основу местной промышленности составляли предприятия по переработке сельхозпродукции. В городе действовало в это время 49 фабрик и заводов, из которых 12 были паровыми мельницами, 6 - салотопными заводами, 6 - кирпичными, 3 - свечновосковыми. Екатеринослав был чинным, скучным и малопривлекательным для инвесторов городом. 

     Первым сигналом о богатстве края, о его промышленном потенциале стал бурный рост угледобывающей отрасли восточной части Екатеринославской губернии. В XIX веке уголь был основой промышленной революции, главным источником энергии. Первыми на отличное качество и дешевизну местного каменного угля обратили внимание англичане. Джон Юз основал в Лондоне компанию "Новороссийского общества каменно-угольного, железного и рельсового производства", которое заключило договор с русским правительством о создании чугуноплавильного завода в балке Скоморошне, около реки Калмиус с обязательством выпускать не менее 300 000 тыс. пудов (4 800 тн.). В 1869 году завод был основан, а в 1872 г. запустили первую на юге России доменную печь. Что за предыдущие десятилетия не смогли сделать государевы чиновники, смог осуществить частный, и, как часто это у нас бывает, иностранный капитал. 

     Но железные руды востока Екатеринославской губернии оказались с низким содержанием железа (до 33%). 

     Отсутствие более богатых железом руд и главное - неимение удобных путей сообщения стали главным препятствием в дальнейшем развитии промышленности края. Казалось, что очередная надежда на оживление экономической жизни региона канет в лету, вслед за предыдущими планами величия Екатеринослава. 

     Но, ход истории, как известно, не умолим. И уже другой потомок предприимчивых англичан, "… потомок столь далекий, из рода столь давно обрусеевшего, что и назвать его, кроме как русским нельзя…", А.Н. Поль находит на противоположной, западной окраине губернии богатейшие месторождения железных руд, получивших в будущем название Криворожский железнорудный бассейн. 

     О существовании железных руд в этом районе знали еще во времена Екатерины II. 

     Но именно А.Н. Поль оценил значение этих богатств для края и провел полное исследование качества руды и величины ее запасов. 

     В конце 60 годов XIX века он взял в аренду на 99 лет участок земли, на котором была обнаружена руда. Теперь предстояло организовать промышленную добычу. Личных средств для организации производства у А.Н. Поля не было. Попытка организовать общество для разработки рудных месторождений с привлечением местных капиталов (вполне, кстати, достаточных для этих целей) провалилась. В Екатеринославе, как и во всей России, не нашлось желающих заняться разработкой богатейшего железнорудного месторождения. Все старания А.Н. Поля оказались напрасны. Воистину - "пророка нет в отечестве своем". После почти 15 лет безуспешных стараний Александр Николаевич сумел основать в 1881 г. в Париже " Акционерное общество железных руд Кривого Рога" с капиталом в 5 млн. франков. Добыча железной руды началась!

     Но руда только сырье. Цель - сталь и чугун. Сталь и чугун XIX века - это основной показатель экономической и промышленной мощи государства, символ силы, могущества и политического влияния. 

     Империализм на стадии развития человеческого сообщества создает свои ценности. Пушки крейсера, железные дороги очень металлоемкие изделия. Последние империи готовились к новому переделу мира. Металл был в цене. Сталь и чугун - не только руда. Но еще и уголь. Для Екатеринославской губернии это восток и запад, Донецкий каменноугольный бассейн и Криворожский железнорудны, разделенные сотнями километров степи и водной преградой - Днепром. 

     И снова А.Н. Поль, со свойственной ему энергией, начинает ходатайствовать перед правительством о постройке железной дороги, которая могла бы соединить два богатейших региона. И снова прошение о строительства столь необходимой железной дороги успеха не имеет.

     Далека столица, другие заботы одолевают мужей государственных!

     На конец в 1881 году было дано высочайшее распоряжение на строительство железной дороги с мостом через Днепр. Дорога, получившая наименование Екатеринославской, была построена в 1884 г., связав Екатеринослав с Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевскими дорогами. Строительство обошлось казне в 30 900 000 рублей.

     Украшением дороги, технологическим шедевром своего времени стал мост через Днепр, построенный на месте старой, деревянной переправы, просуществовавшей 100 лет.

     Построенный по проекту академика М.А. Белелюбского, Днепровский мост являет собой двухярусное сооружение длиной более полутора километров при общем весе 9525 тонн. 18 мая 1884 года, в день открытия мост являлся самым длинным в Европе. 

     В 1889 году, на Всемирной выставке в Париже, Днепровский мост был награжден золотой медалью. 

     К концу XIX века пропускная способность моста составляла 90 эшелонов в сутки.

     Роль железно-дорожного моста, как и всей железной дороги, в истории Днепропетровска переоценить трудно. Екатеринослав превратился из провинциального города в крупный торговый и промышленный центр. 

     В 1887 году город насчитывал 48100 жителей, то 1897 году тут проживало уже 112839 человек. За десять лет население увеличилось почти в два с половиной раза. Бюджет города за двадцать лет вырос почти в шесть раз, с 120 тысяч рублей в 1870 до 692 тысяч рублей в 1900 году. 

     Начиная с 1897 года, Южный регион вышел на первое место в Российской империи по добыче полезных ископаемых, обогнав такой промышленно развитый регион как Урал. 

     В настоящее время "старый" мост является памятником инженерного искусства национального значения, и находится в состоянии перманентного ремонта.






+380 56 79-000-79
   Объявления
Автономная промышленная база с Ж/Д ВЕТКОЙ!!!!!!!
Продажа. Магазин крупного формата. Г.Днепродзержинск, центральный район.
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0657