RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Гений места. Транспортные ворота и торговый рай. Вокзал - Озерка
Выпуск 103 от 07.12.2005. Тема "История города"

Древние римляне называли это "genius loci" - "душа места", "гений места" - те уникальные, неповторимые черты, которые в комплексе и создают оригинальный образ территории. Попробуем описать историю и особенности формирования районов Днепропетровска от древности до наших дней, чтобы получше рассмотреть лицо нашего города и заглянуть ему в душу.


Вокзал станции "Екатеринослав" Екатерининской железной дороги. Фото до 1917 г.

В XVIII веке сюда едва доходила застройка казацкой слободы Половицы. В начале девятнадцатого века тут располагался местный "промышленный гигант" - суконно-шелковая мануфактура. И вот уже более ста лет облик района определяют два объекта - железная дорога с вокзалом и гигантский рынок "Озерка".

Западный узел Екатеринослава

В конце XVIII в. местность вокруг нынешней "Озерки" действительно была болотистая, заросшая густой растительностью. Сравнительно обжитым был только район нынешнего парка Глобы - на первых планах города там показано одно из имений запорожского казака Лазаря Глобы - фруктовый сад вокруг озера и какие-то строения, о которых сейчас нельзя сказать ничего определенного.

Уже по плану Ивана Старова 1792 г. городская застройка должна была развиваться в северо-западном направлении, а в генеральном плане Вильяма Гесте 1817 г. это направление вообще определено как магистральное. Главная магистраль нижней части города на некоторых планах называется "Прошпект от Екатеринослава до Кайдак". Это линия будущего проспекта - Екатерининского или Карла Маркса. Но, как мы знаем, проспект до Кайдак не дошел. Его "остановила" железная дорога в 1884 г.

Постройка железной дороги кардинально изменила характер развития района. В конце XIX - начале ХХ века здесь уже бурлила промышленная и торговая жизнь. Даже нумерация домов на центральном проспекте какое-то время начиналась от вокзала (сейчас от центрального холма).

Главное предприятие города. Г.А. Потемкин и екатеринославские фабрики

Задумывая Екатеринослав как столичный центр Юга России, генерал-губернатор светлейший князь Потемкин не мог не понимать весьма скромные перспективы города как торгового центра. Екатеринослав находился довольно далеко от черноморского побережья, зато близко к днепровским порогам, которые прерывали водный транспортный поток. Желая усилить экономический потенциал Екатеринослава, генерал-губернатор стимулировал появление здесь очень большого предприятия, а, вернее, целого комплекса фабрик.

Потемкин писал в апреле 1781 р.: "Всякое новое заведение, особливо в крае, никаких еще мастеров не имеющем, требует со стороны казенной поощрения и помощи…". Екатеринославским фабрикам он отводил важную градообразующую функцию. Уже через три месяца после основания города, 16 августа 1787 г., Потемкин приказал: "для заведения фабрик…отвесть на законном основании надлежащее количество земли…" Учитывая размеры будущего промышленного комплекса, для него отвели целый район к западу от застройки Екатеринослава (район современных улиц Горького, Фрунзе, Пастера, Вокзальной). Планы были грандиозными - 8 фабрик - суконная, шелковая, часовая, позументная и другие.

Потемкин не дожил до открытия своего детища. Он умер осенью 1791 г., а фабрики в Екатеринославе открылись через три года, в 1794 г. Причем только две - суконная фабрика переехала из Дубровны (белорусского имения Потемкина), а шелковая из Купавны (под Москвой). Их объединили в большую централизованную мануфактуру, где производились сукна, каразея (грубошерстная ткань) и каламенка (цветная ткань).

Предприятие работало четыре десятилетия и приносило казне прибыль. Но было одно "но". Екатеринославская мануфактура была основана на крепостном труде. Экономические успехи "выжимались" из физических возможностей подневольных рабочих, а сама мануфактура постепенно становилась менее конкурентоспособной. В 1797 г. на фабрике работали 819 рабочих, в том числе 378 женщин и 115 детей. Продолжительность рабочего дня составляла не меньше 15 часов. Крестьяне села Сурско-Литовского, также приписанные на фабрике, работали сразу на двух работах - на своей, полевой, и на фабричной.

К западу от фабрики возник рабочий поселок с названием "Фабричная слободка". Хаотично поставленные домики, отсутствие благоустройства… Посреди возвышалась деревянная Покровская церковь. Крепостные рабочие нередко восставали, бунты подавлялись администрацией и войсками.

Фабрики работали преимущественно по заказам военного ведомства и адмиралтейства. Шелковая фабрика работала и на рынок, через свой магазин она продавала товары для населения Екатеринослава. Екатеринославскую мануфактуру называли едва ли не самой большой во всей Новороссии.

Точно неизвестно, по каким причинам закрыли екатеринославскую фабрику. Якобы она стала нерентабельной и обременительной для казны. Шло время, и мануфактура уже не отвечала требованиям к производительности труда и качеству продукции. В столичных кругах решили упразднить Екатеринославскую фабрику. В 1836 г. вышел соответствующий указ. 1837 год стал последним в жизни главного предприятия Екатеринослава первого периода его истории. Небезосновательно предположение, что на закрытии фабрики и распродаже имущества попросту "нагрели руки".

Немецкий ученый о наших методах хозяйствования

Что стало с материальной базой фабрики после ее закрытия? Немецкий путешественник Франц Гакстгаузен, изучавший экономику Южного края России и посетивший Екатеринослав в 1844 г., был поражен состоянием построек бывшей фабрики и не скрывал своего негодования. Всего за несколько лет оборудование фабрики успели растащить "в особо крупных размерах". Ткацкие машины продавали ниже стоимости простого металла. Ученый писал: "Здания фабрики стоят теперь пустые, в развалинах, ставших прибежищем воров и бродяг".

Этому примеру Гакстгаузен противопоставил пример другой суконной фабрики в Екатеринославе - частной, которую открыл в 1833 г. купец ІІ гильдии К.В. Нейман из германского города Аахена (поселился в городе в 1815 г.). Эта фабрика базировалась на вольнонаемном труде и вырабатывала ежегодно, по данным Гакстгаузена, 18 тыс. аршин сукна. Кроме того, это частное предприятие платило своим работникам необычно высокую заработную плату - до 27 руб. на месяц. Частная суконная фабрика Неймана просуществовала 15 лет.

Фабричный корпус (хлебозавод №1)

Из зданий Екатеринославской казенной мануфактуры до наших дней дошел только один корпус - теперь в нем хлебозавод № 1 и хлебный магазин (просп. К. Маркса, 106). Называются разные даты его сооружения и даже архитекторы. Первая точка зрения - 1794 г. и выдающийся архитектор Василий Стасов. Вторая - 1825 г. и архитектор Дмитрий Торопов. Истина, скорее всего, находится где-то посредине. В 1794 г. построили первый деревянный корпус. А в 1825 г. здание перевели в камень, при этом использовали типовой проект, возможно, и Василия Стасова. А руководил строительством Дмитрий Торопов.

Корпус фабрики - памятник русского классицизма конца XVIII - начала XIX веков. Протяженный фасад со строгим декором, в центре - десятиколонный портик с колоннами дорического ордера. После Потемкинского дворца и Преображенского собора это самый значимый объект города, восходящий к его ранней истории. Памятник архитектуры национального значения. Недавно появилась информация, что корпус хлебозавода и прилегающая к нему обширная площадь будут реконструированы в гигантский комплекс "Гостиный двор". Новая жизнь древнего здания? Неплохое решение, нужно только оставить в неприкосновенности фасад старого корпуса и полностью отреставрировать его.

Железная дорога

Закрытие фабрик и расхищение их имущества не означало, что Екатеринослав утратил интерес к продвижению в западном направлении. В бывших фабричных корпусах позже разместились военные склады - "провиантские магазейны". Берег Днепра облюбовали различные лесопильни и лесные склады. Нынешняя улица Пастера сначала называлась Лесопильной, а затем Провиантской. Но еще в 1850-х гг. на планах обозначены только несколько кварталов западнее современной улицы Горького, а дальше - три одиноко стоящих корпуса и церковь. 

Город пришел сюда после того, как появилась железная дорога. В 1884 г. построили грандиозный железнодорожный мост через Днепр и правобережную железнодорожную ветку. После прокладки дороги в этом районе один за другим появляются промышленные предприятия. Бывшая окраина становится одним из центров, если не главным центром экономической активности Екатеринослава. Продлеваются кварталы проспекта. И, наконец, в 1897 г. - прокладка первой линия трамвая "Вокзал - Соборная" (по проспекту до нынешней Октябрьской площади). Формируются новые транспортные потоки и узлы. Образуется площадь перед мостом, здесь еще с 1870г. стоит каменная Покровская церковь. Сейчас это площадь Островского. А к югу от бывшего массива фабрик начинает шуметь Озерный базар - знаменитая "Озерка".

Управление Екатерининской железной дороги разместили, кстати, в одном из бывших фабричных корпусов. А в 1905 - 1907гг. построили для него новое импозантное здание в стиле модерн. Автор проекта - академик архитектуры Алексей Бекетов. Три этажа с огромными декоративными гербами губернии и другой символикой на вершине. Это здание сохранилось и служит по назначению (просп. К. Маркса, 108). Только модернистский декор заменили на чуть более строгий "сталинский ампир" и надстроили один этаж.

Вокзалы

Одновременно с прокладкой железной дороги, в 1884 г., возвели первый Екатеринославский вокзал, простоявший до Великой Отечественной войны. Это здание - один из символов старого Екатеринослава. Протяженный корпус с двумя башнями посредине. "Неорусский" стиль - в подражание русской архитектуре XVII века - и совершенно необычный для южного края. Много декора - кокошники, балясины, боковые крыльца размером в полтора этажа. Новый вокзал возвели в 1951 г. по проекту известного московского архитектора Душкина в неоклассическом стиле. Однако контуры здания повторяют старый вокзал. Новый вокзал Днепропетровска тоже получился очень выразительным и сразу стал одним из символов города.

Уже после войны, в 1950-х годах, недалеко от железнодорожного разместили еще один - автовокзал - на улице Курчатова. Это здание совсем недавно уступило свое место новому торговому комплексу "Славянский базар", а новый автовокзал уже больше десяти лет функционирует чуть дальше. Это огромное здание заняло целых три квартала бывшей Павловской слободки. Есть сведения, что днепропетровский автовокзал - крупнейший в Европе.

"Озерка". Рынок на месте болота

На плане Екатеринослава, составленном землемером Пупырниковым в 1885 г. обозначена обширная площадь, рядом с которой написано "Болотная". То ли улица, то ли площадь, а скорее всего так именовали весь участок. Распространено мнение, что на этом месте был постоянный водоем. На самом деле водоем (озеро) был восточнее - в Городском саду (парк Глобы). А на месте "Озерки" от дождей и снега постоянно стояла вода, но это скорее можно назвать болотом, менявшим свои границы. После того, как город начал обживать земли вокруг "озера", встал вопрос о будущем территории. 16 апреля 1885 г. Городская Дума Екатеринослава разрешила нескольким мещанам Екатеринослава построить деревянные мясные лавки на Озерной площади. От этой даты ведет свою историю Озерный базар. Воды "озера" со временем были отведены на территорию Городского сада (парк Глобы), расширив уже имевшийся там водоем. А на месте озера-болота после осушения земли появились ряды базара, названного Озерным, который горожане вот уже 120 лет называют "Озеркой". Только низменный характер местности дает о себе знать. И во время сильных ливней "Озерка" впрямь напоминает настоящее озеро. Бывает, что в отдельных участках рынка земля просыхает несколько дней.

В 1900 г. доход города от Озерного базара составил 30425 рублей. А в 1912 г. - уже 179980 рублей. В советское время "Озерка" получила статус "Центрального колхозного рынка". Современный главный корпус рынка возвели в 1960-х гг. Само слово "базар" (в переводе с персидского - "торговля на площади") постепенно заменили на более "благозвучное" - рынок. Официально "Озерка" - коллективное предприятие, однако не прекращаются имущественные споры вокруг этой "торговой жемчужины" Днепропетровска. Многие торговые точки города закрываются, уступают место супермаркетам, но, кажется, "Озерке" такая участь не грозит.

Тюремная площадь и Подгорная слободка

К югу от "Озерки" еще с 1860-х гг. начала застраиваться Подгорная слободка - наверное, самый неблагоустроенный район Екатеринослава. И сейчас планировка этого участка почти та же, что и сто лет назад - хаотично расположенные маленькие кривые улочки, одно-, двухэтажные домики. Слободку окружают улицы Шмидта, Боброва, проспект Пушкина и Калининский спуск. Даже названия улиц сохранились с конца XIX века - Извилистая, Голубиная, Озерный спуск.

Неподалеку, в начале улицы Рабочей, стоит Благовещенская церковь 1896 года постройки. Раньше это был богато декорированный однокупольный храм в неорусском стиле с массивной колокольней. Во время войны колокольню и навершие купола разрушили. Здание восстановили, намного упростив фасады. Когда-то церковь была самым массивным зданием района, сейчас она зажата рядом стоящими многоэтажками. Эту церковь народ называл и называет еще Александро-Невской. В начале ХХ века она стояла в центре одноименной площади. Сейчас площади нет - на ее месте стадион "Локомотив", железнодорожный техникум и жилые дома.

Юго-восточнее "Озерки" располагаются парк Глобы (его богатую историю см. в номерах газеты от 27 июля и 3 августа 2005 г.), а еще дальше бывшая Тюремная площадь. Восточную часть площади сейчас занимает т.н. "обкомовский сквер" (см. статью "Парк власти" в номере от 10 авг. 2005 г.). А западная часть некогда огромной площади застроена жилыми домами и ликеро-водочным заводом. О названии площади напоминает разве что бывшее полицейское управление с каланчой по улице Савченко, 2, где до революции содержали преступников. Здесь же находились в заключении большевистские агитаторы и другие революционеры - на фасаде несколько памятных досок.

***

Район вокзалов и "Озерки" представляет собой западный транспортно-торговый узел в центральной части Днепропетровска. Специфика этой территории сохраняется уже более ста лет. Меняются фасады зданий, экономическое наполнение остается прежним. Прекрасное место для открытия новых торговых и развлекательных центров, развития инфраструктуры.

Максим КАВУН


Другие статьи цикла "Гений места" -
в номерах №№ 10-47 (2005 г.)






+380 56 79-000-79
   Объявления
Предлагается в продажу Земельный участок 12 соток
Предлагается к продаже помещение магазина/салона красоты расположенного по ул.Героев Сталинграда
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0787