RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Днепропетровскому трамваю – 115 лет
Выпуск 408 от 27.06.2012. Тема "История города"

Днепропетровскому трамваю – 115 лет

26 июня исполняется 115 лет с момента открытия трамвайного движения в Екатеринославе. Город на Днепре стал третьим «трамвайным городом» в России. Первый маршрут трамвая тогда прошел от железнодорожного вокзала по Екатерининскому проспекту до Соборной (Октябрьской) площади.



Вагон трамвая на бульваре Екатерининского проспекта.
Фото около 1900 г.


ПОЧЕМУ НА ГЛАВНОМ БУЛЬВАРЕ

Весь период существования Екате­ринослава его главной артерией, на которой была сосредоточена экономическая и общественная жизнь, был Екатерининский (К.Маркса) проспект. Естественно, уже в период обсуждения проектов строительства трамвая проспект выбрали для расположения его первой линии. Договор о строительстве подписали 14 июня 1895 г. Город­ская Управа и представители Франко-Бельгийского акционерного общества. Весной 1896 г. были начаты работы по строительству трамвайных линий. При этом первую линию с самого начала планировали расположить посреди роскошных бульваров.

19 февраля 1898 г. на заседании императорского Русского технического общества в Санкт-Петербурге слушали доклад руководителя строительства трамвая в Екатеринославе инженера А. Когана. В нем так определялась топография первой линии: «Ввиду значительной ширины улицы городское управление вполне целесообразно решило отвести под дорогу полосу, по которой не происходит ни пешеходного, ни экипажного движения, а именно полосу между бульварами в более широкой части улицы… и по сторонам центрального бульвара в менее широкой части проспекта».

В том же докладе описывались границы первой линии: «Линия эта начинается у самого вокзала дороги… и выходит на Екатерининский проспект… Затем, пройдя проспект, путь выходит на обширную Соборную [ныне Октябрьскую] площадь… опоясывает всю площадь в один путь с разъездами против Потемкинского сада [ныне парк Шевченко] и в конце, вблизи которого расположены казармы и летние лагерные помещения войск… Длина этой линии от вокзала до конца Соборной площади 6078 м, причем на протяжении более 4 км путь двойной».

Эксплуатацией «бельгийского» трам­вая ведало АО «Анонимное общество «Электрические трамваи Екате­ринослава». Первая линия называлась «Вокзал – Соборная». От этой линии, как от ствола дерева, отходили три боковые ветки. Первая – от пароходной пристани у железнодорожного моста по улице Провиантской (Пастера). Вторая ветка отходила от проспекта по Торговой (Ширшова) улице, заканчиваясь на Иорданской площади (район Нового моста). Третья ветка проходила по Александровской (Артема) и Базарной (Чкалова) улицам. Таким образом, первоначально трамвай имел три маршрута: «Вокзал – Соборная», «Вокзал – Иорданская» и «Пристань – Базарная».

ТРЕТИЙ В РОССИИ

Изначально на первой линии трамвая были положены обычные железнодорожные рельсы. Ширина колеи составляла 1 метр. Рейки укладывали на дубовые шпалы длиной от 1600 до 1800 миллиметров. Центральная станция трамвая строилась на Озерной площади.

В субботу, 14 (26) июня 1897 г., состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Екатеринославе. Был жаркий солнечный безветренный день. На протяжении всей линии «Вокзал – Соборная» толпился народ. В 14 часов к трамвайному парку на Озерную площадь прибыл губернатор Батюшков с супругой и другие представители местной элиты. Гости расположились в шести вагонах зеленого цвета немецкого производства, богато украшенных разнообразными флажками, цветами, шарами и лентами.

Жена губернатора перерезала красную ленту на воротах станции. Пер­вый трамвай в сопровождении звуков оркестра и возгласов «Ура!» выехал на площадь. Все вагоны затем торжественно проехали по проспекту до конечной остановки и обратно.

Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи, после Киева (1892) и Нижнего Новгорода (1895), где было открыто движение электрического трамвая.

«ДОЛГОИГРАЮЩИЙ» ПЕРВЫЙ МАРШРУТ

Первый маршрут трамвая по главному проспекту в дальнейшем существовал всегда. За исключением 1918-1920 гг. и 1943 г., когда движение вре­менно прекращалось из-за боевых действий и разрухи. В 1934 г. именно на маршруте №1 были начаты работы по перешивке узкоколейных линий на ширококолейные. Тогда маршрут №1 заканчивался уже возле Лагерного (Нагорного) рынка. Еще с 1912 г. колея была продлена дальше по Лагерной улице (просп. Гагарина), до бывших Артил­лерийских лагерей. По этой колее поворачивали трамваи с ул. Чкалова и Чер­нышевского. В 1934 г. колею продлили до транспортного института (ДИИТа), куда первоначально ходил трамвай №7.

В 1940 г. на маршруте №1 «Вокзал – проспект К.Маркса – Октябрь­ская пл. – Лагерный рынок» работало 15 поездов. И только уже после войны конечной остановкой первого марш­рута также стал ДИИТ.

Первый маршрут трамвая длиной 15,6 км – самый «древний», остается главным и самым популярным в Днепропетровске. Пока ему не грозит уничтожение, как, например, случилось с киевским трамваем, который убрали с Крещатика. Наш маршрут трамвая №1 может быть ликвидирован только после завершения строительства первой линии метро, хотя этот вопрос спорный. А пока этого не случилось, первый маршрут ежедневно функционирует, как и 115 лет назад.

Максим КАВУН,
кандидат исторических наук,
член Национального Союза Краеведов Украины

realnest.com.ua






   Объявления
МЕСТО УСПЕШНОЙ ТОРГОВЛИ!!!! БЕЗ КОМИССИИ!!!
Продажа элитного участка в с.Песчанка по ул.Садовой


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.