Вопрос: нужен ли городу-миллионнику крематорий, пожалуй, давно не вызывает сомнения. Решение о его строительстве было принято Днепропетровским горсоветом еще 30 лет тому назад. Однако несмотря на важность такого сооружения, городские чиновники уже трижды блокировали реализацию проектов и, похоже, в ближайшие годы заниматься строительством крематория не намерены. Неактуально? Нет денег? Или это кому-то выгодно?
Вопрос назрел
Сегодня в Днепропетровске насчитывается 49 кладбищ, из них только 7 – открытые. Закрытые занимают огромную площадь – около 600 га и заполнены сверх предела, а действующие общей площадью 355 га вот-вот исчерпают свои территориальные возможности. «На действующих кладбищах еще есть места, – рассказал на пресс-конференции Станислав Колесников, директор ЧП «Скорбота», – но учитывая, что ежедневно в городе умирает примерно 50 человек, свободных мест хватит на 2-3 года, не больше». И тогда придется искать новые территории для захоронения. И непростые, а со спокойным рельефом и желательно мягким, сухим грунтом, причем немаленькие по площади. А где их взять? Свободных земель в городе с каждым годом становится все меньше и меньше.
Выход в такой ситуации один – строительство крематория, предназначенного для предания усопших огню. Такой способ захоронения, говорит Станислав Колесников, позволит, прежде всего, сохранить городские земли – кремация в 100 раз уменьшает площадь для погребения. Кроме того, кремация делает процесс захоронения наиболее экологичным, санитарно-гигиеничным и экономичным. По сравнению с традиционным погребением, процедура кремации обходится в 3 раза дешевле (примерно 1,5 тыс. грн.), к тому же отпадает необходимость ухаживать за могилами и тратиться на дорогостоящие оградки и памятники.
Как показывает практика стран мира, погребение в землю является далеко не единственным и, возможно, не самым лучшим способом захоронения умерших. В первую очередь, это небезопасно для здоровья окружающих. Беда погостов – наличие в кладбищенских землях патогенных микроорганизмов. Они сохраняют свою активность десятки лет (минерализация трупа – 50 лет, тогда как при кремации она сокращается до 1 часа) и могут служить источником инфекционных заболеваний. Не случайно, к примеру, в Америке в разных уголках кладбищ установлены индикаторы загрязнения воздуха, а при входе на погосты можно встретить предупреждающие таблички: «С детьми заходить не рекомендуется».
У нас же большинство кладбищ расположены вблизи жилой застройки. «Днепропетровск «опоясан» двумя кольцами кладбищ, которые подходят вплотную к жилым домам, а это с экологической точки зрения неприемлемо», – считает Станислав Колесников. В условиях наших обводненных грунтов кладбища опасны вдвойне: продукты разложения попадают в грунтовые воды, а те в свою очередь загрязняют опасными веществами водоемы и колодцы. «Поэтому надо прекращать традиционные захоронения и обращаться к более цивилизованному способу – кремации, которая давно практикуется во всем мире. По нормам, город с населением более 100 тыс. человек должен строить крематорий», – рассказал Станислав Колесников. Вместе с тем у каждого человека должен оставаться выбор в соответствии с его этическими и религиозными взглядами: предавать тело земле или же проводить кремацию.
Первый проект строительства
Начиная с советских времен в Днепропетровске предпринималось 3 попытки строительства крематория. Но ни одна из них не увенчалась успехом. Первый крематорий должен был появиться еще в 80-е годы прошлого века, когда обострилась проблема нехватки мест на кладбищах. В то время в Украине существовало только два таких сооружения – в Киеве и Харькове, днепропетровский обещал стать третьим, причем по своей мощности и другим техническим и архитектурным параметрам «не имеющим аналогов в Украине».
Тогда, в начале 80-х, горсовет принял решение «О проектировании и строительстве в Днепропетровске крематория». Институт «Гипрокоммунстрой» сделал, по мнению архитекторов, великолепный проект, который без особых споров был одобрен и согласован. Огромное здание на 3 кремационных печи было спроектировано по подобию киевского – это пантеоны высотой 6 метров, с большими траурными и другими залами, с огромным колумбарием для размещения урн с прахом.
Для строительства комплекса выделили земельный участок в начале Каменеватой балки, расположенной на расстоянии чуть более двух километров от жилмассива Победа, вниз по течению Днепра. Эта территория имеет хорошую транспортную и пешеходную доступность.
Строительство начиналось бойко: вырыли котлован, заложили фундамент, возвели стены, уложили плиты перекрытия, приступили к отделочным работам и даже закупили печи по 8 млн. тогдашних рублей каждая … Но потом по непонятным причинам строительство приостанавливалось несколько раз, а затем и вовсе заглохло. Долгие годы объекты оставались недостроенными и постепенно разрушались под действием дождей и морозов. Со временем растащили облицовку, от здания остались развалины – крематорий умер на своей собственной территории.
Что интересно, вопрос о его достройке даже не поднимался. Городские власти утверждали, что заниматься старыми проектами нецелесообразно, а на новый нет средств. Под любым предлогом они старались избавиться от этого долгостроя, в который были вложены колоссальные средства, исчисляющиеся десятками миллионов долларов.
Вскоре незавершенный комплекс передали предприятию «Гидромонтажспецстрой» (???), а потом выставили на торги, где здание приобрела фирма, занимающаяся ритуальными услугами. Но дело до достройки крематория так и не дошло.
За 30 лет конструкции крематория пришли в полную негодность и не подлежат использованию. Теперь здание можно только разобрать, а на его месте построить новое. Дело это, надо сказать, недешевое: только одна печь для кремации стоит в пределах 1 млн. евро. Таких денег у города, как всегда, не водится.
Частная инициатива
В 2003 году частное предприятие «Скорбота» выступило с инициативой строительства крематория за собственные деньги. Был разработан проект, шел процесс отвода земли, были проведены переговоры с банком о возможности получения кредита на строительство. Однако и этот проект остался нереализованным. Местные чиновники посчитали это вторжением частного капитала в государственную сферу ритуальных услуг. Мол, деньги будут оседать в карманах частников и не попадать в местный бюджет.
Согласно проекту крематорий с колумбарием планировалось разместить между улицей Старокодакской и Аэропортовской – за Запорожским кладбищем. Место вполне подходящее. Но как оказалось, не только для этих целей. При оформлении участка под строительство долго не удавалось получить подпись одного чиновника. И, видно, не случайно: этот участок чиновник впоследствии присмотрел себе под автозаправку, а город в очередной раз остался без крематория.
Вот так мог бы выглядеть крематорий в районе Запорожского кладбища – между улицей Старокодакской и Аэропортовской
В 2008 году «Скорбота» вновь возвращается к идее строительства крематория. Изучив опыт такого строительства в Германии, заказчик решил отказаться от большого здания по типу киевского пантеона и предложил сделать его таким же скромным, как в Европе. Компанией «МЖК Днепржилстрой» был разработан проект небольшого здания по западному образцу. Строить его решили на территории промбазы в районе улицы Комиссара Крылова, за автобазаром. Здание высотой 5 метров и протяженностью 50 метров было рассчитано на 2 кремационные печи, включало несколько траурных залов, помещение для катафалка. Колумбарий не предусматривался.
Проект строительства крематория в районе улицы Комиссара Крылова
В этот раз построить крематорий успели почти полностью и даже установили одну печь, привезенную из Германии. Оставалось только подвести газ и выполнить отделочные работы. Но чиновники не поддержали проект, и строительство, в которое уже было вложено 1 млн. грн., пришлось снова свернуть. Зацепкой стал недооформленный участок земли.
Смонтированную печь разобрали и увезли в Киев, а тему крематория закрыли. После давлений и проверок директору ЧП «Скорбота» ничего не оставалось делать, как отказаться от идеи строительства крематория. В настоящее время недостроенное здание используется в качестве склада…
Насколько востребованы услуги кремации
Сегодня в Украине действуют 3 крематория – в Киеве, Харькове и Одессе. Если в западных странах доля кремирования составляет в среднем более 60%, а, к примеру, в Японии приближается к 100%, то у нас с этим делом скромнее, что объясняется украинским менталитетом. Но в последние годы все больше украинцев относятся к кремации более лояльно. По словам Станислава Колесникова, наши люди к кремации готовы, о чем свидетельствуют звонки и заявки на такое погребение. «Поскольку у нас нет крематория, мы пытаемся выходить из ситуации: примерно 10 усопших днепропетровцев мы ежемесячно кремируем в Харькове», – сообщил директор ЧП «Скорбота». Кстати, в Харькове кремируется до 45% умерших.
|
А как у них?
– Первый крематорий был построен в Милане в 1876 году.
– В настоящее время в мире действует более 14 тыс. крематориев.
– В Китае насчитывается 1тыс. 300 крематориев.
– В США – 1 тыс. 100 крематориев.
– В Англии – 356 крематориев.
– В Чехии – 80 крематориев.
– Наиболее широко распространена кремация в Японии (98% от всех умерших), Чехии (80%), Великобритании (69%), Дании (68%), Швеции (64%) и России (61%).
| |
Кто против?
Похоронный бизнес – дело весьма прибыльное. В городе работает более сотни фирм и фирмочек, оказывающих ритуальные услуги. Здесь свои правила и свои выстроенные коррупционные схемы, которые не обходятся без участия местных чиновников. Игнорируя строительство крематория, чиновники демонстрируют свою заинтересованность в кладбищенском бизнесе и помогают «похоронной мафии» не терять огромные барыши.
Между тем городские погосты – не безразмерные. И рано или поздно строить крематорий все же придется.
Валентина ПОПОВА