RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Игорь СОКОЛОВ: «Новый закон меняет правила игры на строительном поле»
Выпуск 358 от 13.04.2011. Тема "Строительство и архитектура"

Игорь СОКОЛОВ: «Новый закон меняет правила игры на строительном поле»

Вступивший в силу Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» продолжает будоражить всех, кто имеет отношение к сфере строительства. Не отрицая новаторского характера документа, многие специалисты считают отдельные положения спорными и опасаются, что предложенные нормы могут обрасти еще большим количеством инструкций. Как бы то ни было, но закон оставляет немало вопросов. Вот как прокомментировал самые дискуссионные аспекты закона заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Игорь Соколов во время встречи с архитекторами и строителями Днепропетровщины.

Почему назрела дерегуляция?

Не секрет, что строительная отрасль погрязла в зарегулированности, что создавало большие проблемы для инвесторов. Поэтому одна из главных задач, которые преследовал закон, – снять неоправданные бюрократические барьеры и создать привлекательные условия для инвестиционной деятельности. Причем условия, максимально приближенные к европейским, чтобы инвесторы, в том числе и зарубежные, могли бы уверенно заходить на территорию и уверенно вкладывать свои средства. Понятно, что разрешительная система, которая сложилась в Украине, никого не устраивала. Ждать годами разрешительных документов – это серьезная угроза для строительного бизнеса, завязанного на финансах. Инвестор четко должен знать время прохождения строительной документации, чтобы следовать своим планам. Поэтому новый закон попытался решить эту задачу. Как? Путем кардинального пересмотра философии строительной отрасли и ее разрешительной системы. Поэтому закон касается в основном дерегуляции в строительстве.

Выход на стройплощадку: теперь проще и быстрее

Как известно, чтобы получить разрешение и выйти на строительную площадку, инвестор должен был пройти длительную и изнурительную процедуру хождения по разным инстанциям. Министерство собрало информацию по всей Украине и выявило средний срок прохождения строительной документации – 415 дней. К примеру, в Херсонской области этот процесс происходит вообще в течение 670 (!) дней.

В среднем за 415 дней каждый инвестор проходил около 93 разрешительных процедур, или стучался в 93 двери чиновников, чтобы в конечном итоге сформировать необходимый пакет документов.

Новый закон оставляет 25 проце­дур, причем 9 из них относятся к компетенции инвестора, остальные – к отраслевым службам и службам, которые занимаются вводом объекта в эксплуатацию и выдачей разрешения на строительство. Теперь вместо 415 дней, которые инвестор проходил ранее, Закон предусматривает 60 дней. Таким образом, время прохождения всех разрешительных процедур, необходимых для начала строительства нового объекта, сократилось почти в 7 раз. Это, бесспорно, ускорит процесс строительства.

Получение разрешения на строительство

Чтобы упорядочить процесс получения разрешительной документации, все объекты разделены на 5 категорий сложности.

Объекты I-III категорий – это в ос­новном 1-2-этажные здания малого и среднего бизнеса. На их строительство не требуется получать разрешение. Достаточно подать в инспекцию государственного архитектурно-строи­тельного контроля соответствующую декларацию. После того как объект будет зарегистрирован инспекцией, считается, что можно уже завтра начинать строительство. Таким образом, отпадает необходимость ходить по инспекциям ГАСКа, предоставлять пакет документов, вступать в контакт с чиновниками.

Для объектов IV-V категорий процедура выдачи разрешений на строительство остается прежней. Это объекты сложные по технологии, с пребыванием в них большого количества людей, поэтому они будут подвергаться жесткому контролю на предмет их прочности, надежности и безопасности. Но и в этом случае законом предусмотрено значительное упрощение процедур. Например, проектная документация не требует согласования с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Принятие объектов I-II категории в эксплуатацию осуществляется по декларативному принципу. Инвестор подает декларацию в инспекцию гос­архконтроля, и с момента ее регист­рации наступает момент ввода в эксп­луатацию. Для этих объектов экспертиза необязательна. Но это не значит, что она не может быть.

В случае с объектами III категории решение о проведении экспертизы принимает инвестор вместе с проектировщиком. А вот объекты IV-V категории принимаются в эксплуатацию в порядке, который сейчас существует: непременно с госкомиссией и актом приема в эксплуатацию. Такие объекты подлежат экспертизе.

Инвестор обязан в ходе строительства организовать все виды контроля, которые существуют в действующем законодательстве. А именно: технический, авторский надзор, по желанию инвестора – страховой надзор и госконтроль, который осуществляется госинспекцией госконтроля.

Экспертиза объектов строительства

На взгляд Игоря Соколова, в законе сделан колоссальный прорыв, связанный с организацией экспертизы. Раньше инвестору приходилось блуждать по многим инстанциям, собирая заключения СЭС, служб экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной безопасности. На это тратилось много времени и огромные средства, что не способствовало темпам строительства объекта. Система была построена не по-государственному. Для решения этой проблемы закон предлагает систему, которая предполагает упорядоченность в проведении экспертизы. Теперь экспертиза всех строительных проектов будет выполняться одной экспертной организацией – «Укринвест­экспертиза». Выполняться она будет на принципах единого окна. В одной организации будут сосредоточены все эксперты, включая отраслевых, – санитарная служба, служба чрезвычайных ситуаций и т. д. Все это упрощает жизнь застройщикам и создает благоприятную атмосферу для строительного бизнеса.

В защиту интересов индивидуального застройщика

Еще одно новшество в законе – положения, касающиеся индивидуального застройщика. Согласно закону жилые дома до двух этажей площадью до 300 кв.м (а также садовые, дачные дома) можно будет строить без получения разрешения на строительство – на основании строительного паспорта. При этом разработка проекта и его экспертиза будут проводиться исключительно по желанию заказчика. Прием в эксплуатацию осуществляется по декларативному принципу.

Чтобы начать строительство, застройщик должен обратиться в специально уполномоченный орган градостроительства и архитектуры, который в течение 10 дней со дня подачи заявления и необходимого пакета документов обязан выдать строительный паспорт. Потом следует известить о начале строительных работ инспекцию госархстройконтроля, и можно строить.

О выдаче техусловий

При подготовке закона наибольшая дискуссия была развернута по поводу выдачи техусловий при проектировании объекта строительства. Это объясняется тем, что в Украине существуют 4 государственные природные монополии, диалог с которыми очень сложен. В законе предпринимается попытка упорядочить такие взаимоотношения. Закон предлагает две схемы. Первая – за выдачу исходных данных отвечают органы местного самоуправления. Вторая – инвестору дается право напрямую выходить на диалог с руководителями природных монополий.

Согласно Закону, техусловия должны быть выданы в течение 10 дней. Если этого не происходит, монополистов ждут штрафные санкции.

О градостроительной документации

Закон предусматривает новый подход к строительству объектов: только на основании градостроительной документации. В составе градостроительной документации закон оставляет следующие документы: генеральную схему планирования территории Украины, схему планирования областей, районов; генеральные планы населенных пунктов; детальный план территорий и т.д. Также вводится понятие зонирования территорий. Процедура разработки и утверждения градостроительной документации практически остается прежней.

По словам замминистра, в 70-90-х годах, еще при Советском Союзе, были выделены колоссальные средства на разработку генеральных планов всех населенных пунктов. По этим генпланам построены все города, в которых мы живем. Поскольку планировочная структура городов практически не изменилась, вся градостроительная документация, разработанная на территории Украины, считается по новому закону действующей. Но чтобы откорректировать процесс изменений, предложено ввести процедуру обновления градостроительной документации. То есть параллельно с разработкой новой документации будет идти процесс обновления старой. Документация должна обновляться информацией о красных линиях, сведениями из земельного кадастра, объемом материалов, не требующих общественного обсуждения, и прочей информацией.

Что касается общественных слушаний, то в этом вопросе разработчики закона хотели использовать европейские стандарты. Но в процессе обсуждения проекта закона стало ясно, что они преждевременны, и существующая модель общественных обсуждений осталась прежней. Так что диалог застройщиков с общественностью сохраняется.

Сейчас разрабатывается отдельный порядок общественных слушаний, хотя эта процедура прописана в самом законе.

Главная задача для исполнительной власти

Закон ставит планку: всем населенным пунктам до 1 января 2012 го­да разработать градостроительную документацию (генеральные планы, проекты зонирования территорий и т.д.). Эта норма неукоснительна: те, кто эту задачу не решит или попытается уклониться от ее решения, будет нести ответственность. С 1 января 2012 года территории, не «накрытые» градостроительной документацией, распоряжаться земельной документацией не имеют права. То есть ни один проект не будет согласован, строительство объектов окажется под вопросом. В этой связи местные власти городов должны пересмотреть свои бюджеты, чтобы обеспечить финансирование разработки градостроительной документации.

Кто несет ответственность за построенный объект

Любая дерегуляция не должна отражаться на качестве строительства – напротив, это должно способствовать улучшению качества строительства и безопасности строительного объекта. Закон уменьшил ответственность инспекции госархстройконтроля, но при этом увеличил ответственность проектировщиков и инвесторов. Они будут отвечать за каждое нарушение строительных норм. Причем проектная организация будет отвечать за объект и после сдачи его в эксплуатацию. Это заставит проектировать по нормам и правилам.

Изначально закон включал раздел об ответственности за качество проектирования и строительства. Эта норма была прописана очень жестко, и законодатели посчитали, что ее нужно пересмотреть, а в конечном итоге – изъяли из текста закона.

Сегодня уже есть разработанный проект закона о персональной ответственности. Согласно законопроекту ответственность за строительный объект возлагается на разработчиков проектной документации – главных архитекторов проекта, главных инженеров и т.д. Будет нести ответственность и экспертиза. Только не как организация в целом, когда никто и ни за что не отвечает, – а персонально каждый эксперт. Таким образом, за качество, безопасность и надежность здания придется отвечать всем, кто участвует в процессе строительства.

Записала Валентина ПОПОВА






+380 56 79-000-79
   Объявления
Продажа квартиры с капитальным ремонтом в Центре
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект “ФЛОКС”. Общая площадь 299,6 кв.м
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0818