Сегодня осталось всего несколько сотен домов Екатеринослава. Два десятка зданий в стиле классицизм, намного больше – в «кирпичном стиле», эклектике, модерне. Рассматривая фасады старинных домов, на многих из них мы можем увидеть скульптуры или их элементы. Говорящие призраки ушедшего города. О чем могут рассказать скульптуры на домах Екатеринослава?
ПРИВЕТ ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Впервые скульптуру в оформлении жилых и общественных зданий стали использовать в древнем Египте и Вавилоне. Это были фигуры богов, обычно в виде зверей или с головой зверя. Фигуры людей появились в древнегреческой архитектуре. Греки изобрели традицию маскировать несущие конструкции зданий фигурами атлантов и кариатид. Статуи кариатид – одетых женщин, использовались для поддержания портиков и балконов. Атланты – в древнегреческой мифологии титаны, боги второго поколения, дети неба и земли, поддерживавшие небесный свод. Фигуры атлантов активно применялись в европейской архитектурной традиции с эпохи Древнего Рима.
Кариатиды на балконе бывшей Уездной земской управы
(угол. ул. Шевченко и Артема)
В Екатеринославе второй половины XIX века владельцы зданий активно использовали скульптуру в оформлении фасадов. Сегодня атлантов и кариатид можно перечесть по пальцам. Два атланта поддерживают балкон на полуразрушенном здании доходного дома конца XIX века на проспекте Карла Маркса, 43. Другой балкон пуст – вероятно, парные скульптуры были разрушены. Одна кариатида притаилась на здании 1980-х годов на углу проспекта Карла Маркса и улицы Шмидта. Другая ее «сестра» также исчезла от времени. А лучших екатеринославских атлантов с улицы не заметишь – они украшают интерьер украинского музыкально-драматического театра имени Шевченко (улица Ленина, 5). Еще одно здание с женскими статуями – бывшая Уездная земская управа конца XIX века на углу улиц Полицейской (ныне Шевченко) и Александровской (Артема). Здесь есть и кариатиды, и свободно стоящие статуи в нишах по фасаду. Сейчас здесь… кожно-венерологический диспансер.
АМУРЫ, ЛЬВИНЫЕ ГОЛОВЫ И ГНОМЫ
Мастера – строители екатеринославских особняков соревновались в украшении фасадов скульптурными элементами. Излюбленные мотивы нехитры – это хорошенькие упитанные амуры или их головы, изображения зверей, чаще всего львов. Из екатеринославских амуров лучшими можно считать двух амуров, несущих вензель владельца на воротах дома купцов Пчелкиных, построенного в 1898 году (пл. Демьяна Бедного, 5). Их собратья – правда, не амуры, а аллегорические фигуры с факелом – размещены на здании бывших меблированных комнат на ул. Глинки, 12. Между фигурами – дата сооружения здания – 1899 год. Львиные головы обычно украшали так называемый «замковый камень» – элемент фасада трапециевидной формы, размещенный над окнами. Например, особняк конца 1890-х годов на углу переулка Урицкого и Октябрьской площади или здание Общественного собрания на улице Ленина, 8. Оригинальны известные многим горожанам «гномики», украшающие доходный дом 1890-х годов на улице Гончара, 4. Причина их появления неизвестна – скорее всего, это прихоть владельца.
Амуры, несущие вензель, на воротах особняка Пчелкиных
(пл. Демьяна Бедного, 5)
БЕТХОВЕН И МУЗА – РЕКЛАМА ДЛЯ КЛУБА
Оригинальная скульптурная композиция находится на доме по улице Ленина, 8. Бывшая гостиница «Лондон», первоначально – дом Бродского, который арендовало Общественное собрание. Это был аристократический клуб, устраивавший различные увеселительные мероприятия, в том числе музыкальные концерты. Здание построено около 1900 г. На уровне второго этажа в центре фасада можно увидеть фигуру… безрукой музы – явный намек на культурную атмосферу древней Греции. А над фигурой музы висит барельеф… Бетховена. Почему из великих композиторов выбран Бетховен – неясно, видимо, также по желанию заказчика.
ДОМ С ЛЯГУШКАМИ
Самое оригинальное скульптурное украшение в городе – это лягушки на ограде особняка дома Вюрглера (ул. Писаржевского, 5). Особняк в стиле эклектики и модерна принадлежал бельгийскому промышленнику. Он построен в 1912 г., позднее неоднократно перестраивался. Но ограда осталась нетронутой – на ней восседают внушительные жабы, и даже цементные водоросли прекрасно сохранились до наших дней. Во дворе особняка – фонтан в виде царевны-лягушки. Мотивы странного украшения уже не одно десятилетие будоражат воображение краеведов и простых горожан. Существует мистическая легенда о том, что дочь успешного бизнесмена утонула в болоте, и он таким образом увековечил ее память. Никаких свидетельств подлинности этой легенды пока не найдено…
Несколько десятков скульптурных украшений на фасадах сохранившихся домов Екатеринослава – не просто свидетели прошлого. Это живое напоминание об ушедшем городе, о его людях и их эстетических вкусах, которые очень отличались от современных.
Максим КАВУН,
кандидат исторических наук,
член Национального Союза Краеведов Украины