RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Гений места. Кайдаки. Город в городе.
Выпуск 67 от 30.03.2005. Тема "История города"

Древние римляне называли это "genius loci" - "душа места", "гений места" - те уникальные, неповторимые черты, которые в комплексе и создают оригинальный образ территории. Попробуем описать историю и особенности формирования районов Днепропетровска от древности до наших дней, чтобы по лучше рассмотреть лицо нашего города и заглянуть ему в душу.


Г.И. Петровский - руководитель фракции большевиков
в IV Государственной Думе

III. Борьба Екатеринослава и Нового Кайдака

Новый Кодак в новых исторических условиях оказался неспособен конкурировать с более мощными центрами, в первую очередь, Екатеринославом. Новый Екатеринослав был тогда еще мал, в смысле количества населения и занимаемой территории; но за ним стояла Империя, и в перспективе он оказался "сильнее" Нового Кодака. Все это и определило тенденцию к уменьшению роли Нового Кодака и превращение его в село в первой половине XIX века.

Согласно программе строительства Екатеринослава Г.А. Потемкина, Новый Кайдак должен был превратиться в "форштадт" - предместье нового города, но фактически остался самостоятельной единицей. На первых двух генеральных планах Екатеринослава - 1786 г. Клода Геруа и 1792 г. Ивана Старова Новый Кайдак не обозначен, а граница застройки территории города проходит в районе современного парка Глобы. Принято считать, что в перспективе предполагалось довести застройку в западном направлении до Нового Кайдака (в 1790-х гг. начинает употребляться название во множественном числе - Кайдаки, Новые Кайдаки). На планах Екатеринослава 1790-х годов западнее массива городской застройки обозначены строящиеся фабрики (единственный сохранившийся корпус фабрик - хлебозавод № 1 на проспекте Карла Маркса). А западнее фабрик "дорога от Екатеринослава до Кайдак", соединявшая два города. Как бы там ни было, но только 3 июля 1795 г. Екатерина ІІ издала указ: "смежное местечко" Новые Кайдаки было обращено в предместье Екатеринослава, его земля должна была войти в состав общегородской выгонной, после чего к городскому выгону было прирезано 1100 десятин земли.

Как свидетельствует "Книжка к плану города Екатеринослава" 1897 г. "до 1838 г. жители Новых Кайдак, как предместья города, отбывали городския повинности и пользовались землей наравне с другими городскими жителями; при образовании же в 1838 году Управления Государственными Имуществами, кайдачане обращены в государственные крестьяне и получили надел в отделенной от города даче; окружающий же усадьбы ново-кайдакских крестьян выгон, в количестве 1100 десят., остался в пользовании города".

К 1830-м годам окружающая Новые Кайдаки земля оказалась в собственности Екатеринослава. С этого времени оба города - бывший и нынешний вели судебную тяжбу по поводу принадлежности новокайдацкой земли; тяжба эта окончилась в 1864 г. в пользу Екатеринослава. Но новокайдацкие жители не желали оставаться в составе Екатеринослава и налоги не платили. В 1873 г. кайдачане фактически взяли свою бывшую землю в аренду у города Екатеринослава. Этот спор продолжался до самого конца ХІХ века, однако юридическая принадлежность самой территории поселка была не решена. На одних планах Екатеринослава он входит в состав города, на других нет.

Интересно отметить, что один из историков города, Александр Егоров в книжке "Екатеринославское блукание" (1887 г.) не только не объединял историческую судьбу Новых Кайдак и Екатеринослава, а, наоборот, рассказал о противоречивых взаимоотношениях нового имперского центра и древнего казацкого поселка. Он пишет, что после неудачи строительства Екатеринослава Кильченского в Новые Кайдаки "зашли екатеринославцы, убежавшие с низменных и сырых берегов Самары… перед поселением своим на месте Половицы… Сюда же пришла и уездная администрация и временно здесь осела… Вот из этих-то отношений екатеринославцев к кайдачанам и родилось потом нечто непонятное. Временные гости за пять-шесть лет привыкли считать поселение кайдачан своим настолько, что и перебравшись в Половицу продолжали смотреть на кайдацкую землю, как на свою, и продолжают делать это и по сие время. Сто лет прошло с той поры, как кайдачане гостеприимно приютили у себя екатеринославцев, и все это время они плачутся на их черную неблагодарность. Стародавнее казацкое владение считается городским, и кайдачане за собственныя, дедовския, усадьбы платят городу аренду; сеют хлеб на своей земле, но и за посев этот платят городу арендную плату".

Еще с 1790-х гг., а особенно после указа 1795 г. планировочная структура Екатеринослава развивалась в западном направлении и тяготела к Новым Кайдакам, но сам бывший город (а в XIX веке уже местечко и затем село) слабо включался в орбиту Екатеринослава. Планировка его контрастировала с екатеринославской и оставалась нерегулярной. На генеральном плане 1817 г. Вильяма Гесте (Хести) территория Новых Кайдак включена в состав Екатеринослава. Ее предполагалось заново перепланировать на регулярной основе, но этого сделано не было.

IV. Индустриальная эпоха. Рабочий поселок Кайдаки.

Судьба Новых Кайдак, как и всего Екатеринослава, кардинально изменилась с прокладкой Екатерининской железной дороги и началом эпохи "индустриального бума". После того, как в 1884 году был построен грандиозный для того времени железнодорожный мост через Днепр, западная окраина начинает обрастать крупными промышленными предприятиями. Первым был Александровский металлургический завод Брянского акционерного общества (нынешний завод им. Петровского). Таким образом, в территориальном плане Новые Кайдаки полностью соединились с Екатеринославом.

Интересный момент. Именно прокладка железной дороги помешала реализации масштабных градостроительных планов XIX века, по которым главная магистраль Екатеринослава (современный проспект Карла Маркса) доходила до самых Кайдак. Два города не соединились единой магистралью. Железная дорога навсегда рассекла прибрежную территорию; а Вокзальная площадь стала окончанием Екатерининского проспекта, который с тех пор имеет длину "всего" около 5 км.

С конца XIX века Кайдаки становятся рабочим поселком, где жили или снимали квартиры рабочие окрестных предприятий - Брянского, двух "Шодуаров" и других. Здесь же "прорастает" революционное подполье.

"Кайдаки вы, Кайдаки,
Копеечный уют.
Гудки поют во мраке:
Вставай, рабочий люд!"


- писал днепропетровский поэт Игорь Пуппо. Так же, как и Чечелевка, Кайдаки были одним из эпицентров революционного движения в Екатеринославе. В 1905 г. Кайдаки входили в состав революционной "Чечелевской республики", в 1917 г. здесь одним из первых был создан районный комитет партии. В августе 1917 г. на 4 Кайдакской улице (ныне улица Аверина) большевики создали Демократический клуб, который стал центром комсомольского и молодежного движения. Здесь возникла самостоятельная молодежная секция, оформившаяся затем в "Союз молодежи Кайдак". Первые руководители "Союза" Петр Курочкин и братья Иван и Василий Каменские расстреляны деникинцами в 1919 г.


Церковь Святого Николая в Новых Кайдаках. 1810 г

С Кайдаками связаны имена двух видных руководителей революционного движения - Григория Петровского и Василия Аверина.

В честь первого в 1926 г. Екатеринослав переименован в Днепропетровск. Отбросив "идеологический лоск" прошлой эпохи, можно признать, что Григорий Петровский (1878 - 1957) был незаурядной, инициативной личностью, настоящим "рабочим вожаком", обладал талантом политического деятеля. В 1893 году он приехал в Екатеринослав и устроился рабочим на Брянский завод, где сразу занялся революционной деятельностью. Молодой рабочий попал в состав подпольного кружка, возглавляемого известным "профессиональным революционером" Иваном Бабушкиным. Петровский стал одним из лучших учеников Бабушкина. В 1899 г. он уже входил в состав Екатеринославского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Во время революции 1905 года - один из руководителей Екатеринославского Совета рабочих депутатов, участник боев на баррикадах Чечелевки. Авторитет и популярность Петровского среди рабочих были очень велики. Вершиной карьеры стало избрание Г.И. Петровского в 1912 году депутатом IV Государственной думы от рабочей курии Екатеринославской губернии, а затем руководителем думской фракции большевиков. С пением "Марсельезы" провожали на вокзале рабочие своего депутата, которому было отдано 118 тысяч голосов. Петровский стал одним из очень немногих, кто сумел грамотно представлять интересы рабочих в российском парламенте. Ему удавалось часто выступать с думской трибуны. За свою критику царской власти 1915 г. Петровский и другие депутаты - большевики были высланы "в отдаленные районы Сибири", в Туруханский край. Но ненадолго - в 1917 г. он возвращается в Екатеринослав, стал членом городского комитета партии. Потом Петровский был наркомом внутренних дел, а затем председателем Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВУЦИК), фактическим номинальным руководителем Украины с 1919 по 1938г.

Как опытный большевик и профессиональный революционер, Г.И. Петровский с целью конспирации часто менял места проживания. Во время своих нескольких приездов в Екатеринослав в перерывах между "революционными скитаниями", жил он на Шляховке (позднее поселок Шевченко), на Фабрике, Чечелевке и в Кайдаках. В 1904 - 1906 годах Петровский с женой жили на тихой Церковной улице в Кайдаках, в доме Аскользина. Здесь собирались рабочие на политические сходки. Под видом вечеринки, за самоваром, обсуждали насущные проблемы, изучали Маркса и Ленина. Через десять лет после смерти Петровского, в ноябре 1967 г. в этом доме откроют его дом-музей, установят мемориальную доску.

Еще одна интересная личность, связанная с Кайдаками, - Василий Кузьмич Аверин (1884 - 1945). В 19 лет добрался со Смоленщины до Екатеринослава и стал учеником формовщика в литейном цехе Брянского завода. В 1904 г. стал большевиком, в революцию 1905 г. сражался на баррикадах, выступал на митингах, демонстрациях и похоронных шествиях. В 1917 г. после ссылок Аверин вернулся в Екатеринослав. Он возглавил военно-революционный штаб города, и принимал решающее участие в установлении Советской власти. Именно Аверин руководил разгромом гайдамаков (войск Центральной Рады) и захватом почтамта - как сказали бы в советское время - "последнего оплота контрреволюции". Город помнит и об этом событии - в советское время над входом почтамта установлена мемориальная доска, которая недавно отреставрирована. Улица 4-я Кайдакская сейчас носит имя Аверина, а на доме № 44, где он жил в 1917 году, установлена мемориальная доска.


Кайдакский мост

Сохранился "Список кандидатов в Учредительное собрание по Екатеринославской губернии, выставленный Российской социал-демократической рабочей партией большевиков-интернационалистов"" от 17 октября 1917 года. Первое и четвертое места в нем занимают Петровский и Аверин. "1. Петровский Григорий Иванович, 37 л., Екатеринослав, 3-я Кайдакская ул., д. № 51, бывший председатель фракции большевиков в IV Государственной думе, член исполнительного комитета Екатеринославского Совета рабочих и солдатских депутатов, товарищ председателя Екатеринославской городской думы... 4. Аверин Василий Кузьмич, Кайдакская ул., д. 44, кв. 2. Слесарь Брянского завода, член Совета рабочих и солдатских депутатов, член Екатеринославского Комитета РСДРП (б)".

V. Жизнь поселка
в ХХ веке и его памятники.

Единственной архитектурной достопримечательностью Кайдак является Свято-Николаевская церковь (Украинская православная церковь Московского патриархата). Она была построена в 1810 году на месте деревянной. Однокупольный храм с колокольней, сохранивший в камне черты народного деревянного зодчества. В интерьере храма сохранились росписи ХХ века.

В рабочем поселке "Кайдаки" в 1910 году состоялся первый в Екатеринославе киносеанс. Кино - новый вид искусства, появившийся на рубеже XIX - XX веков, - тонко чувствовало трансформацию общественных настроений и благодаря этому быстро и прочно завоевывало симпатии масс. Биоскоп (кинотеатр), где произошел первый киносеанс, позднее - Кайдацкий рабочий клуб "Вулкан", существует и по сей день. В 1936 г. он был реконструирован, большой театральный зал его "оборудован и приспособлен к требованиям стационарного культурного кино", как сообщала газета "Зоря". В том же году кинотеатр был назван именем Г.И. Петровского. "Культурное кино" просуществовало до начала девяностых. После нескольких лет запустения здание было передано церкви и приспособлено для молитвенных целей православной церкви Киевского патриархата, был частично изменен его фасад.

В 1925 г. заложен обширный Кайдакский парк на берегах Днепра (сейчас парк имени Ленина). Жители города хорошо знают это место - здесь находится живописное озеро с бассейном и фонтаном на месте карьера, дальше начинаются здания жилмассива Красный Камень. Память о героях военного времени - экипаже 4 летчиков: И. Вдовенко, Н. Гомоненко, В. Карпова, М. Пулатова, которые 28 августа 1941 года направили свой горящий самолет на гитлеровскую переправу и взорвали её. Очень оригинальный и интересный памятник - сверкающее стальное крыло самолета, а на нем барельеф.

Еще один достойный внимания объект - Кайдакский мост. К 1970-м годам стало очевидно, что для улучшения сообщения левого берега Днепра с правым и дальнейшего освоения левого берега необходим еще один мост выше по течению реки. Место для его строительства выбрали как раз напротив Новых Кайдак. В 1975 г. началось строительство Кайдакского моста, а открыт он был 10 ноября 1982 г. Теперь магистраль Киев-Донецк (Донецкое шоссе) стала одной из самых оживленных, по ней пустили движение транзитного автотранспорта. Постройка моста стимулировала масштабное жилищное строительство на левобережье (ж/м Фрунзенский, Левобережный). Общая длина моста 1 километр 732 метра с трехрядным движением.

29 декабря 1995 года в Днепропетровске открылось движение по единственной ветке метрополитена из шести станций. Метрополитен "пришел" и в Кайдаки. Одна из станций - Проспект Свободы (по названию главной магистрали этого района) находится на площади Дзержинского, напротив проходной ДЭВЗ.

И, наконец, последним значимым событием в жизни городского района Кайдаки, стало открытие скоростного трамвая. 17 декабря 1996 г. торжественно пущено движение двух веток по Кайдакскому мосту длиной более 9 км, одна из которых соединила Кайдаки с жилмассивом Левобережный-3 (проспект Мира).

Древний казацкий город, "смежное местечко", предместье, рабочий поселок Екатеринослава. В начале ХХІ века Кайдаки представляют собой относительно спокойный район Днепропетровска с малоэтажной застройкой. Соседствуя с промышленными районами, Новые Кайдаки сохранили сельский колорит. Вероятно, наиболее бурные периоды в исторической жизни поселка Кайдаки остались в прошлом.

В следующем номере мы расскажем об истории двух казацких селений - Диевки и Сухачевки и самой древней из сохранившихся до наших дней церкви на территории Днепропетровска - Крестовоздвиженской.

Конец третьей части.

Максим Кавун






   Объявления
МЕСТО УСПЕШНОЙ ТОРГОВЛИ!!!! БЕЗ КОМИССИИ!!!
Продам 3 комнатную квартиру, S = 82 кв. м. ж/м Победа


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.