Мои родители уезжают в Россию и хотят подарить мне свою квартиру. Я решила проконсультироваться у юриста своей фирмы, какая вообще процедура оформления таких сделок. Ответ меня очень удивил тем, что при оформлении дарственной об этом надо ставить в известность моего мужа и получать его согласие. Неужели он прав? Какие могут быть последствия, если муж не даст согласие? Получается как-то нелогично, ведь мы с родителями специально хотели сделать дарственную, чтобы эта квартира в случае развода гарантированно оставалась моей. Какие документы нам надо подготовить и где их получать? Сколько будет стоить переоформление квартиры?
Анна
Если квартиру будут дарить лично Вам, то для заключения договора дарения не потребуется согласие Вашего супруга. Эта квартира не будет являться объектом права общей собственности супругов, а будет принадлежать Вам на праве личной частной собственности. Все это соответствует нормам Семейного кодекса Украины. И в будущем у Вас не будет никаких проблем относительно самостоятельного владения этим имуществом.
Для удостоверения договора дарения нотариусу необходимо предоставить такие документы:
1. Правоустанавливающий документ на квартиру.
2. Согласие супруга дарителя (если эта квартира приобреталась родителями в браке и является их совместной собственностью).
3. Извлечение из реестра прав собственности на недвижимое имущество с пометкой «для дарения» (этот документ собственник квартиры должен получить в БТИ).
4. Справку из ЖЭКа о составе зарегистрированных в квартире лиц.
5. Если в этой квартире зарегистрированы несовершеннолетние лица, необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства на заключение договора дарения.
6. Паспорта и идентификационные коды сторон.
Что касается стоимости переоформления, то Вам необходимо будет оплатить госпошлину/плату по договоренности в размере 1% от стоимости подарка (она определяется по согласию сторон, но не может быть меньше оценочной стоимости квартиры). А также Вам предстоят расходы по нотариальному оформлению самого договора.
За подробной консультацией обращайтесь непосредственно к нотариусу, у которого будете оформлять договор.
Помогите мне в таком вопросе. Я планирую продать старую квартиру и приобрести новую. Но обнаружила, что потерялись документы на квартиру – договор купли-продажи, техпаспорт. Нашла только их копии. Из членов семьи вроде никто их не брал. Куда мне надо обращаться, если мы все-таки их не найдем: к нотариусу, который оформил пропавший договор? Я не уверена, что он на сегодняшний день еще работает. Могу ли я обратиться к другому нотариусу и получить новые документы, например на основании нотариальных копий?
Лариса
Согласно законодательству в случае потери или повреждения документа, удостоверенного нотариусом, Вы должны обратиться к нотариусу, у которого Вы заключали договор и где хранится его экземпляр. По Вашему письменному заявлению нотариус выдаст Вам дубликат договора. У другого нотариуса получить такие документы невозможно.
Дубликат будет содержать весь текст удостоверенного ранее договора купли-продажи, оригинал которого утерян. На дубликате документа делается отметка о том, что он имеет силу оригинала, и совершается удостоверительная надпись нотариуса.
Если все-таки интересующий Вас нотариус прекратил свою работу, документы из его архива должны храниться в государственном нотариальном архиве, где Вы и сможете получить дубликат.
После получения дубликата договора купли-продажи Вам необходимо обратиться в БТИ, чтобы внесли соответствующие изменения в реестре прав собственности на недвижимое имущество. Только после этого Вы сможете распоряжаться Вашей квартирой.
У меня есть собственный земельный участок довольно большой площади. В связи с некоторыми обстоятельствами я собираюсь продать половину этого участка. Я уже был на предварительной консультации у нотариуса. Мне сказали, что на ту часть, которую я хочу продать, надо сделать отдельный госакт. Но это очень затратно по времени и средствам. Можно ли как-то без этого обойтись? Какая Ваша точка зрения по этому вопросу?
Валерий
Согласно Земельному кодексу Украины отчуждение части земельного участка с выделением ее в отдельный земельный участок осуществляется после получения его собственником государственного акта, удостоверяющего право собственности на сформированный новый участок. То есть, если Вы хотите продать конкретную часть участка, Вам необходимо получить новый госакт на эту часть, где будет указан ее размер, границы, кадастровый номер и т.д. То есть у Вас в собственности будет уже не один большой участок, а два небольших участка, с отдельными документами. Каждый из них Вы можете продать по своему усмотрению.
Предметом договора отчуждения также может быть доля в праве собственности на земельный участок. В результате таких сделок стороны становятся сособственниками. Это означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться общим земельным участком они должны согласованно. Это является существенным недостатком таких сделок.
Собко Наталья Владимировна,
частный нотариус Днепропетровского городского нотариального округа