RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года)
Выпуск 56 от 12.01.2005. Тема "История города"

Человек, обращаясь к далёкому и недавнему прошлому, всегда живее реагирует на что-либо необычное, неординарное. Интересуется событиями необычными, острыми, волнующими. К примеру, древнерусские летописцы описывали кровавые внешние войны, драматические княжеские столкновения, основания важнейших соборов и городов, разрушительные землетрясения, наводнения, волнующие лунные и солнечные затмения. А вот спокойные годы вообще ускользали от их внимания. В летописях нередки такие вот записи: "В лето такое-то", после чего никакой информации попросту не следовало. Год был зауряден, по мнению летописца.


Митинг на Соборной (сейчас Жовтневой) площади г. Екатеринослава в марте 1917года.

В представленных на ваш суд исторических очерках "Летопись большого города", напротив, делается попытка широкими мазками описать общую картину спокойного развития Екатеринослава - Днепропетровска. Временам революции, гражданской войны, войны Великой Отечественной, и даже смутным годам 1990-х никакого внимания не уделялось.

Теперь же мы попытаемся исправить это сознательное упущение, представив ряд очерков о екатеринославской революции. В революционные месяцы 1917-го и в годы гражданской войны, как нас учили в школах, одни старались "до основания разрушить, а затем…", другие же - этого не допустить. Однако абсолютное большинство горожан стремились достойно жить. Попросту выживая в эти тяжёлые времена, они оставались, по большому счету, зрителями той драмы, которая после укрепления большевистского режима непосредственно уже затронет их судьбы, судьбы их детей и внуков.

1917 - 1920 годы - чрезвычайно сложный и неоднозначный период в истории и всей страны, и нашего города, в частности. За три года в Екатеринославе около полутора десятков раз изменялась политическая власть: Временное правительство - Центральная Рада - большевики - Центральная Рада - гетман Скоропадский - петлюровцы - Махно - петлюровцы - большевики - Григорьев - большевики - Деникин - Махно - снова большевики… - вот далеко неполный перечень тех режимов, которые поочерёдно претендовали на власть в губернии. 

В то же время мы можем довольно чётко разделить время революционных катаклизмов на два больших этапа. Первый из них, март 1917 - ноябрь 1918, характеризовался относительной стабильностью, можно сказать, некоторой устойчивостью правящих сил Екатеринослава. Второй же - с конца 1918 по конец 1920-го - был отмечен калейдоскопической сменой политических режимов в губернии.

Остановимся на первой фазе одного из этих этапов: на событиях марта - октября 1917 года. Итак…

Накануне революционных событий Екатеринослав представлял собой типичный провинциальный город Российской империи. Население города Екатеринослава перед первой мировой войной в 1914 годе составляло 211 070 чел. Взрослое население по социальному составу состояло из рабочих (25,3 %), служащих (22,1 %), хозяев (21,1 %), прислуги (3,2 %), лиц свободных профессий (1,2 %), помогающих членов семьи (7,2 %). Остальные категории составляли 19,7 %. Представление о национальном составе дают материалы переписей 1897 и 1920 годов, согласно которым доля от общего числа населения города соответственно составляла: русских - 41,7 % и 44,3 %, евреев - 35,4 % и 45 %, украинцев - 15,8 % и 4,7 %.

Настроения в провинции значительно отличались от столичных, население было гораздо менее политизированным, более инертным. В тыловых провинциальных губерниях не так остро ощущались кризисные явления, вызванные войной. В Екатеринославе, как вспоминал впоследствии один из жителей города, "среди которых было до семидесяти пяти тысяч человек рабочих металлистов, - февральскую революцию сделали люди, приехавшие утренним поездом из Харькова". Харьковчане привезли вечерние выпуски газеты "Южный край", в которых сообщалось, что император Николай ІІ отрёкся от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича.

"В незабвенные часы, дни и месяцы 1917 года мы все жили меньше всего местными интересами, - писала С.Гопнер. - Питер и Москва приковывали наше внимание". Это сообщение, тотчас же перепечатанное местными газетами, вышло экстренным выпуском и было встречено населением с большим воодушевлением и радостью. Никто ничего не знал о Михаиле Александровиче, но почему-то все были убеждены, что именно он в это тяжёлое время нужен России. Что спасение страна найдёт только в новом Романове, который даст России ответственных министров, разгонит всю нечисть Зимнего дворца, и Россия, обновлённая, принёсшая в жертву миллионы жизней своих сынов, станет Державой, очищенной от всяких Горемыкиных, Штюрмеров и Распутиных!

А в первых днях марта губернские газеты получили телефонные сообщения из Харькова о том, что Михаил Александрович отказался от тяжёлой шапки Мономаха. "Полковник Николай Романов" арестован. А вся власть в стране переходит к Временному правительству во главе с князем Львовым, Керенским, Милюковым и Гучковым, кстати, богатым екатеринославским помещиком, руководителем праволиберальной партии "Союз 17 октября".

По телеграмме, полученной из Петербурга, в ночь с 3 на 4 марта 1917 года председатель губернской земской управы К. Д. фон Гесберг созвал расширенное совещание деятелей всех общественных организаций Екатеринослава. Тут находились врачи, адвокаты, представители рабочих больничных касс и т. д., и т. п. Заседание продолжалось до рассвета, а к утру была сформирована временная губернская власть во главе с тем же Гесбергом. Так образовался "Комитет представителей общественных [демократических] организаций". В первые месяцы революции такие комитеты считались высшими органами власти на местах. Согласно распоряжению Временного правительства, исполнительная власть на местах переходила в руки губернских и уездных комиссаров, которыми, по согласованию с местными комитетами становились, почти автоматически, председатели земств. Губернский комитет был пополнен представителями уездных комитетов. В первые месяцы революции состав Губернского исполнительного комитета постоянно пополнялся представителями различных организаций и учреждений.

Екатеринославский губернатор А.Г. Чернявский, начальник местного гарнизона генерал Вигран заявили о своей полной поддержке новой власти. Все, начиная с губернатора и заканчивая "Временной комиссией", обращались к населению с призывами сохранять спокойствие. События разворачивались вполне мирно, население в целом вело себя сдержанно, выражало поддержку Временному правительству, проявляло лояльность к формирующимся местным органам власти.

Тогда же было решено всю полицию изолировать и профильтровать с тем, чтобы рядовых полицейских выпустить, а в чём-либо провинившихся арестовать и предать суду. Полицейские были загнаны в большой зал театра "Колизей", а один из приставов, Борис Красовский, заподозренный в провокации, был заключён в тюрьму. Работу по изоляции полиции проделал местный гарнизон под руководством директора завода Белявского, взявшего себе в помощники одного из деятелей рабочей больничной кассы, социалиста-революционера Лавра Шаляхина.

Когда стало очевидным, что монархия, в самом деле, рухнула, и что Временное правительство как будто и в самом деле является властью, тогда, к концу первой половины марта, во многих учреждениях потихоньку и осторожно стали снимать и прятать на чердаки царские портреты. Полицейские обязанности вплоть до работы по делам уголовного розыска взяли на себя студенты-юристы.

На заводах стали организовываться заводские комитеты. Как грибы после дождя, стали появляться меньшевики, эсеры, большевики. Сплошной торжественно карнавальной чередой пошли митинги и собрания. Появились расценочные и контрольные комиссии. Одним дыханием был введён восьмичасовой рабочий день, а как следствие - заметно стала снижаться продуктивность производства. Были созданы специальные рабочие комиссии по проверке правильности предоставленных военнообязанным отсрочек по призыву в армию. С быстротой распространения вируса стали расти профессиональные союзы и объединения, пошла в ход рабочая оппозиция. Наиболее расторопные и толковые рабочие от работы на станках с нескрываемым удовольствием перешли в различные "разговорные" комиссии.

По инициативе меньшевиков была создана "Временная комиссия" из представителей рабочих организаций и социалистических партий. 2, 3, 4 марта где стихийно, а где по инициативе "Временной комиссии", по образцу Петрограда, происходят митинги и выборы в Совет рабочих депутатов. По свидетельству С. Гопнер, в Совете первого созыва большевиков оказалось десятка полтора, постепенно их число возросло до 42 из 354 чел. Председателем Совета стал рабочий Брянского завода, меньшевик П. Орлов, заместителем - эсер Л. Шаляхин.

12 марта в Екатеринославе, как и по всей России, состоялась крупная манифестация, получившая название "Праздник свободы" или, как ее назвали большевики, "Праздник братания армии с народом". Показательна в этом плане полемика вокруг лозунгов манифестации: "8-часовый рабочий день" и "Земля - крестьянам". Представители солдат поддержали лозунг "Земля - крестьянам" - "иначе армия за ними не пойдет", но были против 8-часового рабочего дня - "солдаты воюют, а рабочие не хотят работать". В первые дни марта, возможно во время манифестации, был свергнут с пьедестала памятник Екатерине II, который потом долго лежал у забора горного института, вызывая полемику о его культурной ценности и дальнейшей судьбе.


Рабочие Брянского завода, разгружают оружие, полученое с Тулы по указу В.И. Ленина (репродукция с картины художника И.Ф. Довженка)

С падением самодержавия перестали действовать все ограничения относительно украинского языка и культуры. Активизировалось украинское национальное движение. В марте возобновляет работу Екатеринославская "Просвіта", запрещенная властями вначале 1916 года, создаются "Українське учительське товариство", "Українське видавництво". В апреле была создана губернская Украинская рада и в конце мая был проведен Украинский губернский съезд. Впрочем, весной-летом 1917 года среди украинских деятелей не было единства, острые противоречия проявились между украинскими эсерами и украинскими социал-демократами, между украинскими буржуазными и социалистическими партиями. В целом же украинское движение в Екатеринославской губернии, особенно в самом городе, не имело сколько ни будь значительного влияния на массы.

Провинция все больше отрывалась от центра, жила вполне самостоятельной жизнью. О ней никто не заботился. Все эти маленькие уездные Александровки, Павлограды и Бахмуты жили своей отдельной жизнью, по-своему переделывая житейские нормы на новый революционный лад. Забытые центром, лишённые авторитетной и определённой власти уезды быстро катились к самой страшной анархии. Всякий уезд, каждая волость создавали для себя особые им выгодные законы. Губернская власть, занятая собственными заботами и, в свою очередь, не получавшая никаких указаний из Петрограда, распространяла свои действия и мероприятия только в масштабе губернского города и всё, по-видимому, катилось к пропасти…

Ростислав Васковский
Александр Михайлюк

Продолжение читайте в
следующем выпуске газеты …






   Объявления
Автономная промышленная база с Ж/Д ВЕТКОЙ!!!!!!!
Предлагается к продаже завод нового поколения


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.