RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Аренда офисов: дешевле не будет
Выпуск 309 от 31.03.2010. Тема "Рынок недвижимости"

Аренда офисов: дешевле не будет

В прошлом году днепропетровские бизнес-центры, в которых всегда так нуждались арендаторы офисных площадей, стояли полупустыми. Под воздействием финансового кризиса одни компании сворачивали свою деятельность, другие сокращали площади, третьи меняли адреса в поисках более скромной офисной инфраструктуры. Чтобы удержать своих постояльцев и привлечь новых, владельцы бизнес-центров вынуждены были снижать арендные ставки. В целом за время кризиса в зависимости от класса офисов ставки упали на 30-50%.

Сегодня, с приходом весны, ситуация стала меняться. Как и насколько? Об этом рассказывают наши эксперты - Юрий АЛЕКСЕЕНКО, директор АН «Проспект» и Максим ЗИНКЕВИЧ, начальник отдела аренды компании “Alef Estate».

- Что происходит на офисном рынке сегодня?

Юрий АЛЕКСЕЕНКО:

- В марте на рынке коммерческой недвижимости, в том числе в офисном сегменте, началось оживление. По сравнению с февралем, спрос на офисы увеличился примерно в два раза, причем как в секторе аренды, так и в секторе продаж. Если раньше потенциальные потребители не решались на сделки и только присматривались к помещениям, то сегодня они не просто смотрят, а приобретают и снимают. Это объясняется тем, что представители бизнеса стали более оптимистично смотреть в будущее, и для этого есть основания. В стране завершились выборы и формирование правительства, никаких катаклизмов не случилось, валютный курс более-менее стабилизировался. Появилась какая-то определенность и возможность решать отложенные ранее задачи.

Максим ЗИНКЕВИЧ:

- Сейчас на рынке офисной недвижимости верхней ценовой категории наблюдается повышение деловой активности. Количество желающих обосноваться в качественных бизнес-центрах с престижным местоположением заметно увеличилось. Еще год назад в этом сегменте почти 50% площадей пустовали. Сегодня свободных офисных помещений в хороших бизнес-центрах не осталось. К примеру, в настоящий момент в таких бизнес-центрах, как ТДК «Магнат», «Босфор», МФК «МОСТ-Бизнес Центр», БЦ «Призма», все свободные площади нашли своих арендаторов.

- Как ведут себя арендные ставки? Снижение продолжается?

Юрий АЛЕКСЕЕНКО:

- За кризисное время цена аренды на все категории офисов и во всех районах города снизилась более чем вдвое в долларовом эквиваленте. Сегодня ставки перестали снижаться, в то же время спрос стал более активный. Массового роста спроса я пока не вижу, но если активность будет нарастать, то не исключено, что цены могут подняться вверх.

По данным нашего агентства недвижимости, в настоящий момент стоимость офисной аренды в бизнес-центрах класса В, расположенных в околоцентральных районах Днепропетровска, составляет примерно 70-80 грн./кв. м, без учета эксплуатационных и коммунальных расходов. А автономное помещение в центре города с выходом на красную линию можно снять за 120-140 грн./кв. м. Несколько дешевле обойдутся подобные помещения в приближенных к центру районах, где арендные ставки колеблются от 50 до 70 грн./кв. м. В отдаленных районах ставки стартуют от 40 грн./кв.м.

Максим ЗИНКЕВИЧ:

- В разгар кризиса арендные ставки в сегменте офисов класса А опустились примерно на 50% в долларовом эквиваленте. Так, в прошлом году они составляли в среднем $12-13/кв. м, тогда как в докризисный период цена аренды таких площадей находилась на уровне $25/кв. м. Надо отметить, что в кризисный период ставки в разных помещениях, будь то современный бизнес-центр или старое административное здание, не намного отличались друг от друга. Это позволяло многим компаниям переезжать в офисы более высокого класса, практически не меняя при этом размера арендной платы. В январе-феврале этого года, по мере наполняемости помещений класса А, цена аренды на такие офисы немного подросла. Сегодня ставки составляют от $15-16/кв. м, и наблюдается тенденция к росту к концу года.

- Какие площади сейчас наиболее востребованы?

Юрий АЛЕКСЕЕНКО:

- По сравнению с докризисными временами, запросы арендаторов изменились. Это касается и требований к статусу арендуемого помещения, и к размеру площадей. Раньше выбор делался с оглядкой, чтобы все было престижно, просторно и красиво, сейчас – чтобы проще и экономно, но при этом удобно. Все считают деньги и пытаются всеми способами сократить затраты. Поэтому сейчас в ходу небольшие офисы площадью 50-70 «квадратов». При этом предпочтение отдается офисам с отдельным входом, с парковочными местами и с выходом объекта на красную линию. Но не обязательно в центре города.

Максим ЗИНКЕВИЧ:

- Раньше были заявки на самый разный диапазон площадей, к примеру, встречались заявки на 3-4 тыс. кв. м. Другое дело, что не каждый офисный центр мог такие помещения предложить арендатору.

Сейчас самые востребованные офисные площади в бизнес-центрах класса А – от 50 до 100 кв. м. Реже интерес к площадям от 200 до 250 кв. м, и совсем незначительный – к помещениям от 300 квадратов и выше. Это связано с тем, что региональные представительства крупных компаний, головные офисы которых находятся в столице, не нуждаются в таких больших площадях: вполне достаточно помещений до 100 кв. м.

На мой взгляд, владельцы новых бизнес-центров, где минимальные площади начинаются от 150 квадратов, возможно, будут испытывать сложности со сдачей таких площадей, и это придется учитывать владельцам при формировании арендных ставок.

- Статус места по-прежнему играет главную роль при выборе или арендаторы прежде всего обращают внимание на площадь и цену?

Юрий АЛЕКСЕЕНКО:

- Судя по настроениям арендаторов, сейчас определяющую роль при выборе офиса играет не столько район, сколько цена объекта или уровень арендной ставки. Хотя, по правде говоря, нынешний ценовый разрыв между объектами в центральной части города и окраинами гораздо меньше, чем был до кризиса. Это касается и аренды, и продажи. К примеру, на проспекте Кирова сейчас можно снять в нежилом фонде помещение на красной линии, с приличным ремонтом, с отдельным входом за 120-130 грн./кв. м. В то же время в Нагорном районе подобные варианты предлагаются за 140-160 грн./кв. м. В докризисный период арендные ставки в этих районах отличались в цене как минимум в 2 раза.

Максим ЗИНКЕВИЧ:

- На мой взгляд, главным требованием арендатора по-прежнему остается местоположение. Если потребителю площадей класса А предложить на выбор, скажем, профессиональный офис площадью 50 квадратов на жилмассиве Левобережный-3, то он даже не будет рассматривать такое предложение. Конечно, есть компании, которые не представляют свою работу в другом помещении, нежели чем в классе А, расположенном в центральных районах. Как правило, это представительства иностранных компаний, банков, филиалы столичных фирм и т.д. Но довольно много и таких компаний, которые согласны снимать офисы классом пониже, жертвуя современными удобствами, но при этом находиться в центре города.

Думаю, что в офисных объектах, находящихся вдали от центра, кризис продолжается. Снимать помещения в них будут преимущественно компании, чьи структуры располагаются в этих районах.

- Какими вам видятся ближайшие перспективы офисного рынка?

Юрий АЛЕКСЕЕНКО:

- В настоящее время арендные ставки стабилизировались и, скорее всего, опускаться не будут – они и так упали до предельно возможного уровня. Сейчас на рынке благоприятное время для удачного выбора, когда по минимальной цене можно снять подходящее офисное помещение.

Дальнейшая ценовая ситуация будет зависеть от многих факторов: уровня спроса, курса валют, экономической ситуации в целом. Если в стране все будет более-менее спокойно, бизнес будет приспосабливаться пусть и не к самой лучшей на сегодня экономической ситуации и пытаться наращивать потерянные в кризис обороты. И тогда вместе с развитием бизнеса офисный рынок снова пойдет в рост. При сегодняшней активности, которую мы наблюдаем, не исключено дальнейшее плавное поднятие цен.

Максим ЗИНКЕВИЧ:

- Все больше и больше компаний предпочитают работать в профессиональных, хорошо оборудованных офисах, с высоким уровнем сервисных услуг. Поэтому спрос на высококлассные офисы будет сохраняться, а цены аренды расти. Тем более, что в этом году появления большого количества новых бизнес-центров не ожидается. Среди запланированных к сдаче в эксплуатацию – ТДК «Кудашевский», где предусмотрено около 30 тыс. офисных площадей, МФК «Дом на Катеринославском», где офисные помещения будут занимать площадь более 10 тыс. кв. м.

Конечно, речь не идет о том, что цены аренды достигнут докризисного уровня, но, полагаю, что к концу года они могут вырасти примерно на 20%. А вот ставки на помещения в жилом фонде, офисы в старых административных зданиях, скорее всего, подниматься не будут. В силу невысокого качества вакантность в таких помещениях будет оставаться на прежнем уровне.

Валентина ПОПОВА

Динамика изменения арендных ставок
на офисные помещения
($/кв.м/месяц) в Днепропетровске


По данным компании RealNest

Открыть офис станет проще

Госкомпредпринимательства Украины планирует сократить для предпринимателей процедуру перевода жилого фонда в нежилой. Помещения будут касаться первых этажей жилых домов. Об этом заявил глава ведомства Михаил Бродский. 

Если предприниматель захочет вести свой бизнес на первом этаже дома, то он должен отправить соответствующие документы в местные органы власти. Через месяц ему должны подготовить документ, свидетельствующий о том, что он владелец уже нежилого помещения. В случае неполучения такого документа в определенный срок будет действовать правило молчаливого согласия. Это значит, что заявитель автоматически становится владельцем нежилого помещения и может открывать там офис, кафе, магазины и т.д.






   Объявления
Комплекс строений по ул. Карла Либкнехта
Продажа элитного участка в с.Песчанка по ул.Самарская со своим берегом


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.