RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Днепропетровск: летопись большого города.
Выпуск 51 от 17.11.2004. Тема "История города"

Политические демонстрации, революционные преобразования, разрушение промышленности и транспорта, военное и гражданское противостояния, постоянная смена властей не содействовали нормальному развитию города в 1917 - 1921 годах, отрицательно отражались на жизни его жителей. Резко сократилось население Екатеринослава, экономика, транспорт, социальная сфера, жилой фонд были почти что в руинах. Только с 1925 года промышленность начинает выходить на старые показатели, начинается застройка новых районов - рабочих посёлков им. М.В. Фрунзе и Н.К. Крупской.

На протяжении 1930-х город, уже переименованный в Днепропетровск, снова поднимается до уровня крупного промышленного центра Украины. В частности в 1933 году на протяжении 11 месяцев по проекту инженера Колоколова был построен Мерефо-Херсонский железнодорожный мост, который стал первым в Европе железобетонным арочным мостом длиной 1,5 км. Значительно укрепилась экономика нашего города, а население Днепропетровска накануне Второй мировой войны достигло 528 тыс. человек.

Отечественная война и нацистская оккупация (август 1941 - октябрь 1943) страшно подорвали могущество города: промышленность, инфраструктура и коммуникации были уничтожены, убытки оценивались в 3 млрд. рублей. Вследствие советской эвакуации, обнищания и голода, вывоза рабочих в Германию и нацистского террора значительно сократилось население: состоянием на 5 ноября 1943 года по Днепропетровску и Амур-Нижнеднепровску (который тогда еще не входил в городские границы) было зарегистрировано лишь 77 тыс. человек. Однако до 1950 года разрушенный войной город был почти восстановлен.

Второй период интенсивного роста охватывает 1950-е - 1970-е годы, и связан с созданием и успешным развитием в Днепропетровске военной и ракетно-космической индустрии. В данное время реконструируются старые и появляются новые предприятия, научно-исследовательские центры, микрорайоны, возрастает численность жителей - город исполинскими темпами превращается в современный мегаполис.

В 1950-х - 1980-х годах Днепропетровск развивается как город металла, машин, энергетики, большой химии. Установились крепкие связи с предприятиями других городов страны, в особенности Саратова и Свердловска, тесное сотрудничество связало металлургов и химиков Днепропетровска и г. Рустави (Грузия). Постоянно возрастал объем экспортных поставок: продукция местных предприятий отправлялась более чем в 50 стран мира.
Настоящим стержнем нового индустриального роста Днепропетровска стал Южный машиностроительный завод (ЮМЗ), который начинался как Днепропетровский автозавод (ДАЗ). Его строительство началось в 1945 году, а в 1951 году ДАЗ перепрофилировался в одно из наимощнейших предприятий оборонной сферы государства. Его директорами были Л.В. Смирнов (1952 - 1961), А.М. Макаров (1961 - 1986), Л.Д. Кучма (1986 - 1992). Кроме засекреченной продукции, предприятие выпускает трактора, троллейбусы, печи СВЧ, кухонные комбайны, зонтики, велосипеды, оснащение для пищевой промышленности. Тем не менее основным видом продукции Южмаша и Конструкторского бюро "Южное" были боевые баллистические ракеты - "трактора вертикального взлета", как ради шутки называли их заводчане. Уникальный ракетный комплекс SS-18 ("Сатана"), который может оснащаться несколькими боеголовками с ядерной начинкой, что делает невозможным его полное уничтожение противовоздушной обороной (ПВО) противника, фактически подтолкнул США к поиску взаимопонимания с руководством СССР. В результате наступает перерыв в "холодной войне": подписываются договора об ограничении стратегических вооружений (ПРО 1972 года, ОСВ-1, ОСВ-2). За свою историю КБ "Южное" и ЮМЗ создали и передали заказчику четыре поколения ракетных комплексов различного вида базирования: космические носители "Космос", "Интеркосмос", "Циклон-2", "Циклон-3", "Зенит". Впервые в мировой практике было налаженное серийное производство искусственных спутников Земли. На высокие ракетно-космические технологии работали проектные институты, вузы, сотни предприятий-совместителей. Не странно, что с 1959 по 1987 год решением правительства Днепропетровск был закрыт для свободного посещения иностранными гражданами. В развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) вкладывались огромные средства, которые благоприятно сказывалось на развитии транспорта и социокультурной инфраструктуры нашего города, на его бурном росте.

В 1967 году правительством утверждается рассчитанный на 20 лет новый генеральный план развития города, ведь первый послевоенный, разработанный под руководством Малышенко еще в 1956 году, был выполнен. Для жизнеобеспечения существующих и перспективных районов развивается инженерная инфраструктура, усовершенствуются ее технические и организационные составляющие. В связи с прокладкой вдоль береговой полосы единого коллектора для канализации, водопровода, газопровода, теплотрассы и кабелей различного назначения реализуется проект строительства днепровской набережной, предложенный инженерами Б. Мильманом, А. Левиным и архитектором В. Зуевым. Выведя город к Днепру, набережная превратилась на настоящее украшение Днепропетровска, одно из любимых мест прогулок его жителей. Накануне 50-й годовщины Октябрьской революции вводится в действие самый большой в Украине железобетонный автомобильный мост через Днепр, который заменил деревянный мост, построенный советскими воинами еще в 1944 году.

1970-е - 1980-е годы - время наиболее интенсивного строительства за всю историю Днепропетровска. За три десятилетия жилой фонд города увеличился вдвое. Появляются новые микрорайоны. Возведен на левобережье "Солнечный". В западной части города - жилой массив "Петровський" в составе микрорайонов: "Красный Камень", "Коммунар", "Парус", "Западный". Цепочкой, соединенной бульваром Славы, протянулись на правобережье Днепра массивы "Победа", "Сокол", "Тополь". Начинается строительство Фрунзенского и Воронцовского массивов. В результате создана новая система планирования города и осуществлен переход от радиально-кольцевой к линейно-узловой структуре, развитие которой шло вдоль Днепра. На начало 1990-х годов Днепропетровск расширил свои границы, освоив семь холмов правого берега и пологие пространства левобережья.

За это время резко возрастает численность населения города: в 1959 году - 660,1 тыс., в 1979 - 1066 тыс., в 1989 - 1177,9 тыс. человек.

Следующий генеральный план развития Днепропетровска, снова разработанный Киевским институтом Гипроград в 1991 году и утвержденный решением городского совета народных депутатов 17 сентября 1992, предусматривал как дальнейшее освоение отдаленных жилых массивов, так и реконструкцию центральной части города, сохранение ее исторического облика. Город заявил о себе к тому времени как центр и узел планирования агломерации Днепропетровск - Днепродзержинск - Новомосковск, кроме того, наличие в городских границах устья речки Самара создавало новый образ "города на трех берегах". Тем не менее, 1990-е годы оказались неудачными для реализации этих замыслов: через общенациональный экономический и социально-политический кризис осуществление подавляющего большинства программ было приостановлено.

***************

Уже в начале 1999 года Днепропетровск, как и вся страна, вступил в фазу стабилизации. В промышленности прирост производства увеличился на каждом втором предприятии. Впервые за прошедшие годы значительно возросло (почти на 10 %) производство товаров народного потребления.

Благодаря взвешенной позиции городских властей и особой толерантности горожан, дисциплинированных временами, когда город под неусыпным контролем КГБ был закрыт для иностранцев, социально-политическая ситуация в Днепропетровск даже в бурные для всей страны времена никогда не выходила из-под контроля. Этому оказывал содействие созданный при городском голове консультативно-политический совет, в котором участвовали все политические силы города. Также удалось избегнуть конфликтов на религиозной почве, ведь религиозным общинам возвращались культовые сооружения, в том числе Свято-Преображенский собор, лютеранская кирха, синагога "Золотая роза" и тому подобное.

Стабильная социально-политическая ситуация, рост числа новостроек, реализация программы возрождения историко-архитектурного и культурного наследства, первые признаки укрепления экономики города дали основания начать активное улучшение архитектурного облика города. Сооружаются новые памятники и фонтаны, реконструируется и обновляется историческая часть города. Частный капитал активно включился в реализацию недавно принятого нового генерального плана развития Днепропетровска.

Днепропетровск - город международного уровня. Неопровержимость этого факта показали два важных события в политической истории нашей страны: встречи Президента Украины Л. Кучмы с президентом России В. Путиним в февралю 2001 года, и с президентом Польши А. Квасневским в июне того же года. Переговоры, за общим признанием сторон и многочисленных аналитиков, завершились подписанием важных соглашений и, что не маловажно, укрепили оба принципиально важные векторы украинской внешней политики - западный и восточный. У Днепропетровска был шанс, ныне упущенный, превратиться в место своеобразного политического "паломничества" разнообразных зарубежных делегаций и дипломатических миссий. В городе учатся сотни иностранных студентов, преимущественно, из восточных стран.

Значительно ранее международный статус города был подкреплен проведенной реконструкцией аэропорта и открытиям международного терминала, который позволил осуществлять туристические и чартерные рейсы в страны Западной Европы и Ближнего Востока.

Днепропетровск знаменит на международном уровне ни только политическим, но и военно-промышленным и научно-техническим потенциалом. Прошедшее десятилетие, несмотря на все трудности, подтвердило славу города. Это - выход на орбиту спутника "Сечь", разработанного на Южмаше, и осуществление первого запуска по программе "Морской старт".

В городе реализован целый ряд проектов, которые существенным образом обновили его в транспортно-коммуникационном отношении. 30 декабря 1995 года состоялось открытие Днепропетровского метрополитена. Завершено строительство дорожной развязки в районе Кайдацкого моста и открыто два новых трамвайных маршрута (№18 и №19), что разрешило транспортную проблему для жителей ж/м "Фрунзенский", "Левобережный". На Южмаше начато производство трамваев "Татра - Юг". Накануне вступления в новое тысячелетие - 21 декабря 2000 года введен в действие автомобильный Южный мост через Днепр, который позволил решить дорожную проблему для жителей ж/м "Приднепровск" и "Игрень". Этот мост стал первым объектом такого масштаба, построенным в нашей стране за годы независимости. Летом 2004 года завершена капитальная реконструкция т.н. Старого моста (1884 г.), известного ныне как "Амурский".

В конце, хотелось бы выделить еще одно важное событие европейского уровня в жизни родного города. На ХХІ сессии городского совета ХХІІІ созыва 13 июня 2001 года был принят первый в истории города Устав территориальной общины. Устав определяет основные принципы и особенности осуществления местного самоуправления, взаимоотношения жителей города между собою и с органами власти, обеспечение свободного развития личности, повышение экономической, политической, научной и моральной роли города в суверенной Украине.

Сейчас повышение качества нашей жизни связано ни только с развитием городского благоустройства и улучшением благосостояния жителей, а также из сдвигами в наших представлениях. Это зависит от того, отдадим себе отчет ли мы, что вместе составляем единую территориальную общину - сложный организм не жителей, а граждан Днепропетровска.

Следовательно, объективный анализ данных показателей позволяет нам констатировать, что сейчас город стоит на пороге своего нового, уже третьего в истории, экономического и социального взлета. Подобно двум предыдущим (1880-е - 1910-е и 1950-е - 1970-те годы) новая фаза подъема выведет наш город к неизведанным еще успехам и перспективам, главное - не утратить темпов и уверенности в себе.

Современный Днепропетровск представляет собой настоящую силу в отечественной послевоенной истории, он играет такую роль, о которой несколько столетий назад могли только мечтать его первые поселенцы. Останемся ли мы достойными этой роли, будем ли мы способны ее изменить и поднять на значительно более высокие ступени? Зависит только от нас!

Антон Егоров

Продолжение следует ...






+380 56 79-000-79
   Объявления
Продам 3 комнатную квартиру, S = 82 кв. м. ж/м Победа
Автономная промышленная база с Ж/Д ВЕТКОЙ!!!!!!!
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0691