RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Тадж-Махал "Слеза на лице вечности".
Выпуск 51 от 17.11.2004. Тема "Зарубежная недвижимость"

В этом месяце (октябре 2004 года) двое индийских историков выступили с предупреждением, что Тадж-Махал, возможно, уже наклоняется и может обрушиться или осесть, если власти штата Утар-Прадеш, в котором находится знаменитый мавзолей, не займутся территорией, непосредственно прилегающей к памятнику архитектуры. Особое беспокойство вызывает состояние реки Джамна, расположенной рядом с Тадж-Махалом. Бывший руководитель кафедры истории в Раджастханском университете Рам Нат заявил: "За прошедшие годы опасные наклоны минаретов, которые впервые были замечены в 1942 году и упоминаются в различных отчетах, увеличились. Это связано с иссушением русла". Эксперты говорят, что речная вода была неотъемлемой частью конструкции Тадж-Махала и стабилизировала его мраморные купола и минареты. "Если мы хотим сохранить Тадж-Махал для потомков, то сначала нужно спасти реку Джамна", сообщает Inopressa.

Индия отмечает 350-летие Тадж-Махала. Юбилейные празднования начались 27 сентября и продлятся целый год. Индийские власти рассчитывают на то, что посмотреть знаменитый мавзолей и принять участие в торжествах приедут не менее полумиллиона туристов.

Британский путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: "Все люди в мире делятся на две группы - те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья".

Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Его силуэт хорошо знаком и считается неофициальным символом Индии.

"Жемчужина Агры" - так называют во многих туристических справочниках Тадж-Махал.

Рабиндранад Тагор назвал его "слезой на лице вечности" и терпеливым памятником любви.

Тадж-Махал был построен в XVII веке пятым правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом (1592-1666) в память о любимой жене Арджуманд, более известной по ее титулам Мумтаз-Махал ("Избранница дворца") или, если по-персидски, Тадж-Махал ("Венец дворца").

Шах-Джахан ("Повелитель мира") правил империей Великих Моголов с 1628 по 1657 год. Еще в 15 лет принц Хуррам (будущий Шах-Джахан) встретил и полюбил красавицу-персиянку Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца Шаха Джангира. Но принца ждал традиционный политический союз с персидской принцессой.

К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь гарем, но свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд, поэтому Шах-Джахану и его любимой пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись.

В 1612 году Шах-Джахан наконец женился на Арджуманд, получившей вскоре после свадьбы новое имя - Мумтаз-Махал. Она - единственная из жен сопровождала Шах-Джахана в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, и единственный человек, которому он полностью доверял. Шах-Джахан прожил с любимой женой 19 лет. В 1631 году Мумтаз-Махал умерла при родах четырнадцатого ребенка. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана, который возвращался из победоносного похода на Декан. После смерти жены Шах был на грани самоубийства. По преданию он приказал забальзамировать тело Мумтаз-Махал и просидел над ним в походной палатке 6 месяцев. Выйдя оттуда постаревшим и потерявшим интерес к жизни, Шах-Джахан объявил во всех своих владениях двухлетний траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения, а также употреблять благовония и косметику.

Вдовец перевез тело Мумтаз-Махал в Агру, где решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы его чувств. В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета.

Шах-Джахан приказал созвать на совет лучших архитекторов восточного мира. В то время как одни посланцы шаха стучались в дома в Ширазе и Бухаре, Самарканде и Багдаде, Дамаске и Стамбуле, другие гонцы срочно доставляли в Агру планы и изображения всех известных сооружений Азии. Наконец совет собрался: были обсуждены многочисленные варианты, рассмотрены сотни схем и планов, и в итоге был выбран проект ширазского архитектора Устад Иса Кхана. Шах-Джахан приказал вырезать из дерева модель будущего мавзолея, и когда она была одобрена, началась подготовка к строительству.

Главные каменщики приехали из Дели и Кандагара, архитекторы Хан Руми из Стамбула и Шариф из Самарканда руководили возведением куполов, им помогал мастер из Лахора, декоративными работами ведали бухарцы и делийцы, садовода призвали из Бенгалии, каллиграфов и художников - из Дамаска, Багдада и Шираза. Достаточно прочесть этот список, чтобы понять, почему Тадж-Махал сочетает в себе лучшее, чего достигла к тому времени архитектура Востока, - опыт Бухары, Дамаска, Самарканда, Багдада, Шираза был принесен на строительство мастерами из городов, каждый из которых был славен своими мечетями, минаретами, мавзолеями, дворцами.

В 1632 году началось строительство. К 1644-му году было закончено центральное здание Тадж-Махала, мавзолей. Но это была всего лишь часть большого комплекса, включающего мечеть и крытую галерею, сложенные из красного песчаника, вымощенный мрамором парк площадью в 300 кв. м, а также внушительные ворота, которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением.

В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет. Осуществить столь грандиозный замысел стало возможным только потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, для которых поблизости Агры был построен специальный городок Мумтазабад. Более 1000 слонов доставляли белый мрамор из уникальной раджпутанской каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы доставляли издалека: нефрит везли из Китая, аметист из Ирана, малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее.

В общей сложности строительство продолжалось 22 года. Годы эти отмечены, согласно легенде, 22-мя небольшими куполами, венчающими карниз над массивными въездными воротами, которые по мусульманской традиции разделяют царство чувств и царство духа. Посетителей, вступающих в сад из-под сени ворот, встречает завораживающее зрелище: мавзолей, стоящий на широкой мраморной террасе, выделяется на фоне неба, отражаясь в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед ним. Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц. Интересно отметить, что через два года после завершения строительства Тадж-Махала знаменитый Ле Нотр впервые использовал в центре своих парков водоем, спроектированный так, чтобы отражать весь фасад здания.

Тадж-Махал построен так, что его полная высота равна ширине фасада, то есть он точно вписывается в квадрат со стороной семьдесят пять метров, причем высота портала равна половине высоты здания. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но никак не подавляющего своими размерами.

Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 метра и 17 м в диаметре. Когда воздвигали этот гигантский купол, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена по проекту Исмаил Хана покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра. Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса.

Главное здание мавзолея расположено на высокой террасе (56х56 м) и окружено четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Согласно исламским традициям, число 4 имеет особый смысл.

Оно означает завершенность и совершенство. Этим объясняется повторение цифры четыре на зданиях и в окрестностях Тадж Махала. В свою очередь, это ведет к установлению равновесия, и позволяет мавзолею выглядеть таким совершенным. Четыре купола главного здания и четыре минарета по углам террасы создают невидимые диагонали, которые сосредотачивают внимание посетителя на центральном куполе. В главное здание ведут четыре двери, по одной на каждой из четырех более длинных сторон. Тема цифры четыре повторяется и в облике парка. Там разбиты четыре квадратных лужайки, каждая из которых одинаково поделена на 16 участков, что в целом создает 64 цветочные клумбы. В каждой клумбе посажено по 400 цветущих растений и этому порядку следуют до сих пор. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.

Если снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость мозаичных украшений. Ветви сказочных деревьев переплетаются с цветами, причудливыми узорами разбежались по стенам листья и лепестки. Инкрустация сделана по тому же белому теплому мрамору, из которого сложен весь мавзолей, и камни слегка светятся красными, зелеными и голубыми огоньками. В центре зала размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом, где за ажурной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят кенотафы - богато украшенные ложные гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Настоящие гробницы находятся непосредственно под камерой. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры - венчают своды арок над окнами.

Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые сталактиты - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А ранним утром словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе.

Строительство всего комплекса Тадж-Махал закончилось в 1654 году. Многим мастерам после этого ампутировали руки или большие пальцы на руках, чтобы они уже никогда не смогли повторить подобный шедевр.

Когда строительство комплекса подошло к концу, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению напротив Тадж-Махала второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Влюбленных должен был соединять черно-белый ажурный "Мост Вздохов" - символ вечной, неподвластной времени любви. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг Шаха-Джахана с престола. Согласно легенде, остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте в Агре, в двух километрах от Тадж-Махала, глядя на него из небольшого окна. Когда же он совсем ослабел, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница Мумтаз-Махал. Только после смерти в 1666 году Шах-Джахан вновь воссоединился со своей любимой: он был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание величайшего памятника архитектуры. Во многом именно благодаря любви Шах-Джахана к Мумтаз-Махал мир не забыл о Моголах. И не забудет о них до тех пор, пока стоит на берегу Джамны белоснежный траурный цветок Тадж-Махала.

Что до Аурангзеба, то, собравши последние средства и перелив золотую решетку, поставленную внутри Тадж-Махала вокруг кенотафа Мумтаз-Махал, он решил построить точно такой же памятник и своей усопшей супруге. И построил. Но, как обычно, получился лишь фарс. Сегодня очень немногие знают, что далеко к югу от Агры стоит неудачная копия "а ля Тадж-Махал". Еще одно доказательство того, что нельзя копировать чужие чувства.

После Аурангзеба мавзолей грабили многие. Постарался и Надир-шах, персидская армия которого вдоволь подчистила Север Индии в 1739 году. Приложили руку и "просвещенные британцы". Когда Лорд Лейк занял Агру в 1803 году, его драгуны вынесли из Тадж-Махала 44 тысячи "тола" чистого золота. Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел. Британские солдаты выковыряли немало драгоценных камней из стен мавзолея. Как свидетельствует лорд Керзон, "было обычным делом для солдат, вооружившись зубилом и молотком, выковыривать средь бела дня драгоценные камешки из надгробья императора и его любимой жены". Став вице-королем Индии, лорд Керзон ввел защитительные законы, что позволило спасти от полного разорения Тадж-Махал и тысячи других монументов.

В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Над Тадж-Махалом запрещено пролетать, чтобы вибрации атмосферы, которые создает летательный аппарат, не нарушили конструкции уникального монумента.

Галина Волк






   Объявления
Продажа элитного участка в с.Песчанка по ул.Самарская со своим берегом
Сдам! Новостройка! 3 комнатную квартиру, р-н ул.Рабочая. S-116 кв.м


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.