У нас дом на два хозяина, у каждого по 1/2 части дома и соответственно в таких же частях приватизирована земля. На своей части мной законно построен новый двухэтажный дом. Есть согласие соседа, проектное предложение, разрешение исполкома на строительство. Для ввода в эксплуатацию дома первым пунктом необходимо провести инвентаризацию БТИ. Но у соседа в его части дома самовольно осуществлена перестройка, кроме того, самовольно построен гараж на его части земельного участка. Как узаконить такое переоборудование дома и построенный гараж? Каков размер штрафа? И какова последовательность действий в данной ситуации, чтобы поскорее ввести мой дом в эксплуатацию?
С уважением, Олег
Для возможности узаконения законченных объектов строительства, независимо от того, законно они построены либо без получения соответствующих разрешений, необходимо проводить инвентаризацию. Ее результатом будет подготовка технического паспорта, в котором будут указаны строения, подлежащие узаконению и/либо вводу в эксплуатацию. При подготовке техпаспорта, после проведения инвентаризации будет установлено – какие строения построены самовольно. Поэтому вашему соседу, если в доме осуществлено переоборудование и существует строение, построенное без соответствующих разрешений, для его узаконения необходимо обращаться в суд, с последующим вводом в эксплуатацию данных построек, либо без такового. Поскольку строительство осуществлено самовольно, то действующим законодательством, а именно статьей 97 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность физических лиц за самовольное строительство домов в виде штрафа от пяти до десяти не облагаемых минимумов доходов граждан (1 не облагаемый минимум доходов граждан равен 17 грн.).
Но если самовольное строительство гаража и переоборудование дома было осуществлено соседом в период с 05.08.1992 года по 01.01.2008 года, то согласно «Временному порядку принятия в эксплуатацию законченных строительством частных домов, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенными без разрешения на выполнение строительных работ», утвержденному постановлением КМУ №1035 от 09.09.2009 года, ваш сосед сможет ввести в эксплуатацию данные строения по упрощенной процедуре ввода в эксплуатацию. В данном случае частные дома принимает в эксплуатацию инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (инспекция ГАСК) по месту их расположения. По итогам рассмотрения документов инспекция ГАСК выдает застройщикам на платной основе сертификат соответствия таких зданий государственным строительным нормам, стандартам и правилам. В зависимости от площади дома и хозпостроек застройщик подает:
– заявление установленной формы;
– справку о согласовании принятия частного дома в эксплуатацию, выданную на основании решения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета установленной формы;
– технический паспорт частного дома, выданный бюро технической инвентаризации;
– отчет о проведении технического осмотра на соответствие частного дома государственным стандартам, строительным нормам и правилам, нормативным актам, пожарной безопасности, санитарному законодательству, что действовали на момент окончания строительства, составленный организацией, которая имеет соответствующую лицензию, и согласованный с органом государственного пожарного надзора и государственной санитарно-эпидемиологической службой.
По итогам рассмотрения поданных документов заказчик привлекается к ответственности в порядке статьи 97 кодекса об административных правонарушениях, и ему выдается сертификат соответствия.
Какой наиболее приемлемый вариант узаконения самовольного строительства, необходимо устанавливать исходя из даты осуществления такого строительства.
У моей крестной была сестра, а у нее сын. Сестра, к сожалению, умерла и не оставила документов на дачу. Сын был в местах лишения свободы и недавно тоже умер от неизлечимой болезни. Я так понимаю, крестная – теперь наследник? Но как возобновить документы на дачу? Женщина уже очень старая и не может ходить по всякого рода инстанциям. Скажите, как нам возобновить документы на дачу? И очень важный момент: поскольку восстановлением документов буду заниматься я, нужна ли мне доверенность от крестной?
С уважением, Полина
Прежде чем заниматься восстановлением документов на дачу, следует точно знать о том, что документы действительно были. Начните свои действия с обращения к председателю дачного кооператива. Он может дать Вам 90% информации о состоянии дел с документами на эту дачу, например, строилась она или покупалась и т.д. В зависимости от того, что вам удастся узнать, и будет зависеть возможность и порядок действий по восстановлению документов.
Яна Кобан,
руководитель юридического департамента