RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Провинциальные истории. Театр как цирк, или Екатеринославские театральные курьёзы.
Выпуск 47 от 20.10.2004. Тема "История города"

В декабре 1910 года подписчики екатеринославской газеты "Южная заря" в одном из номеров прочитали следующее: "В московском театре "Буфф" во время спектакля разыгрался скандал. Жена одного фабриканта Г., приревновав мужа к одной актрисе и убедившись, что увещевания цели не достигают, прибегла к публичному скандалу. Она избила во время действия мужа до крови. Несчастный супруг бежал от разъярённой жены, но она гналась за ним через весь зрительный зал, нанося палкой и биноклем удары по лицу и голове".

Екатеринославу как городу провинциальному до Москвы, конечно же, было далеко. Здесь всё отличалось захолустной скромностью: и жизнь, и люди, и развлечения, и страсти. Подобных московским семейных сцен в местных культурных учреждениях не наблюдалось, но и тут вовсе без скандалов и курьёзов дело не обходилось.

"Наши театральные сезоны очень неудачны. Злая ирония судьбы. Все они заканчивались скандалами", - констатировало зимой 1910 года другое местное издание - газета "Приднепровский край", издаваемая на деньги екатеринославского купца Мины Копылова.

Сначала весь Екатеринослав узнал о том, что в городском суде разбирается дело артистки Львовой и антрепренёрши Боярской. (Антрепренёр - слово старое, но только недавно вернувшееся в лексикон наших соотечественников - владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия).

Так случилось, что выше упомянутая артистка заболела. Поправив пошатнувшееся здоровье, она пришла в театр, но вместо поздравлений с выздоровлением и радости по поводу возвращения в строй её ожидало холодное и даже жестокое заявление работодательницы о том, что из её, артистки Львовой, зарплаты удержан штраф в размере 50 рублей - нечего, мол, так надолго без предупреждения пропадать.

Вопреки расхожему мнению, что все артисточки глупы, Львова отличалась умом и сообразительностью. Свою внезапную болезнь она удостоверила у доктора, о чём получила соответствующую справку с полагающейся подписью. Вместо того, чтобы просто показать справку Боярской и закончить на том дело, Львова предъявила антрепренёрше иск "за неправильно взысканный штраф", вероятно, надеясь не только вернуть обратно свои деньги, но и добиться компенсации за нанесённый ей моральный вред.

Долгой тяжба не была. В суде Боярская сразу признала, что штраф наложен неправильно, деньги пообещала возвратить, но попросила Львову никому в труппе об этом не рассказывать - "для поддержания дисциплины". Судья присудил взыскать с Боярской в пользу Львовой штраф и судебные издержки.

Не успели забыть об этом скандале, как последовал другой.

В Зимнем театре (стоявшем на месте нынешнего театра им. Максима Горького) готовилась постановка оперы Доницетти "Лючия и Ламермур", в которой, по замыслу антрепренёра Келлера, должны были петь две примадонны - местная госпожа Боброва-Пфейфер и гастролирующая госпожа Ван-Бранд. Однако накануне первой репетиции последняя заявила антрепренёру:

- Если Боброва будет петь, я петь не буду.

А затем, чтобы быть более убедительной, пошла и дальше:

- Даром петь буду, лишь бы Боброва не пела!

Не платить гонорар приглашённой "звезде" антрепренёру было только на руку - и он снял Боброву-Пфейфер с постановки.


"Если бы Ван-Бранд была действительная, а не раздутая знаменитость, то вряд ли ей было бы нужно прибегать к таким приёмам. А приём - некрасив, - позже прокомментировал этот инцидент "Приднепровский край". И дальше: - Вероятно, госпоже Ван-Брант соперничество госпожи Бобровой-Пфейфер показалось слишком опасным… А вдруг на долю Бобровой выпали бы все аплодисменты, а гастролёрше ничего? Положение было бы критическое".
Ван-Брант добилась монополии на аплодисменты, но не добилась абсолютного обожания публики. На её беду, в зале находился критически настроенный журналист, не замедливший поделиться с читателями своими отнюдь не восторженными впечатлениями от постановки.

"Партия Лючии очень трудна в вокальном отношении: изобилие в ней всевозможных пассажей, трелей и других технических трудностей требует от исполнительницы идеальной школы и доведённой до совершенства, гибкой и подвижной колоратуры [как тут не восхититься музыкальной образованностью провинциального корреспондента ?!]. Госпожа Ван-Брант не удовлетворяет полностью этим требованиям.

Кроме того, в первых двух актах артистка заметно небрежничала, комкая подчас целые фразы. Спела эффектно только в последнем акте. Играла с подъёмом, но, как всегда, прибегая к излишним жестам и позам…

Что же касается госпожи Бобровой, то я думаю, что для неё поступок госпожи Ван-Бранд - только лишний плюс…"

Не всё было ладно и с детским репертуаром Зимнего театра. На страницах "Приднепровского края" читаем заметки язвительного журналиста: "Бедные дети! Они так хотели увидеть "Синюю птицу", они её и увидели - как только спустился занавес. Рядом с другими рекламами, она победоносно сидела на пишущей машине "Адлер". Правда, она была чёрного цвета, но она ведь могла и полинять.

Если реклама так победоносно царит на занавесе, то почему не перенести её и на рампу? Выходит, например, один герой, а на нём надпись: "Покупайте сахар в магазине такого-то" или "Обратите внимание на вкус хлеба пекарни такой-то". Тогда соединение приятного с полезным было бы более полезным. Но есть ли реклама назначением театра?"

Можно только догадываться, что произошло бы с этим, можно сказать, борцом за чистоту искусства, попади он в наше время…

Однако не всё так плохо было на екатеринославской сцене. К примеру, в сентябре того же 1910 года перед публикой, собравшейся в Зимнем театре, с успехом выступил Федор Шаляпин, артист, известный не только своим талантом, но и своим нелёгким характером.

Накануне его приезда в Екатеринослав местные читатели газет узнали, что в Большом театре во время оперы "Русалка", в которой был задействован и Шаляпин, произошёл довольно крупный скандал. Что-то в действиях дирижёра не понравилось Фёдору Ивановичу, он рассердился и в антракте, не дожидаясь окончания спектакля, вышел из театра и уехал домой. "Дирекция театра, конечно, подняла тревогу. Поехали к Шаляпину на квартиру и с большом трудом уговорили вернуться в театр и довести до конца партию в опере".

Партию-то Шаляпин до конца довёл, но более оставаться в труппе Большого не захотел. Заявив, что он расходится "принципиально во взглядах на постановку дела с дирекцией Императорских театров", артист покинул сей храм искусства, невзирая на пункт в контракте о том, что в случае "досрочного оставления им труппы" он вынужден будет уплатить 25 тысяч рублей неустойки.

Что же касается екатеринославского выступления Шаляпина, то оно было выше всяких похвал. В афишах указывалось, что знаменитый артист исполнит 5 песен, но на самом деле он спел около 20. Газеты отметили, что господин Шаляпин "был любезен и предупредителен. Пел с подъёмом, всецело завладел вниманием публики. Голос артиста не только по-прежнему по-юношески свеж, но ещё обогатился новыми тембрами. Публика не осталась в долгу у артиста: такого триумфа, таких оваций, наверно, не видел в своих стенах театр".

Наталья РЕКУНЕНКО






+380 56 79-000-79
   Объявления
Продажа квартиры ЖК АМСТЕРДАМ
Продажа элитного участка в с.Песчанка по ул.Садовой
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.2369