В Днепропетровске по итогам второго квартала предложение на объекты торгового назначения превышает спрос более чем в 10 раз. Величина данного соотношения практически не изменилась по отношению к итоговым данным первого квартала. Цены предложений снижаются на все сегменты торговой недвижимости и во всех районах города.
Арендные ставки на торговую недвижимость в первом квартале 2009 года в среднем по городу составляли $24,8 за кв.м/месяц. При этом средняя величина арендных ставок на начало апреля 2009 года в центральной части города составляла $30 за кв.м/месяц, в приближенных к центру районах – $21 за кв.м/месяц, а в отдаленных от центра районах – $19 за кв.м/месяц. (табл. 1, гр. 1,2,3).
Таблица №1
График №1
График №2
График №3
По данным на конец июня, во всех районах города на все торговые помещения цены были существенно снижены, кроме приближенных к центру районов – тут цены остались без изменений. Средняя величина арендных ставок в центральной части города составляет $29 за кв.м/месяц, в приближенных к центру районах – $21 за кв.м/месяц, а в отдаленных от центра районах – $16 за кв.м/месяц. В среднем по городу среднерыночный показатель арендной ставки на торговые помещения, по данным на конец второго квартала, составил $21,5 за кв.м/месяц, т.е. цены предложений снизились на 13,31% по отношению к данным за первый квартал. В центральной части города снижение цен предложений составило 3,33%, в приближенных к центру районах цены остались на уровне апрельских, а в отдаленных от центра районах города снижение составило около 16%.
Если сравнивать данные июня с январскими значениями арендных ставок на торговые помещения, то среднерыночное изменение в целом по городу составило около 49% за указанный период.
Высокий уровень безработицы и падение платежеспособного спроса у работающего населения приводят к снижению уровня потребления. В результате спрос на торговую недвижимость также снижается, что влечет за собой падение арендных ставок и цен продаж. Все тяжелее приходится арендодателям, поскольку в условиях падения спроса и большого количества вакантных площадей приходится идти на существенные уступки арендаторам, иначе они рискуют долго искать новых арендаторов. Особенно сложно найти постояльцев собственникам помещений 100 и более кв. м, так как арендаторы не готовы оплачивать лишние площади в условиях кризиса.
Сейчас востребованными являются в основном небольшие торговые площади в 50–80 кв.м. Просторные магазины пользуются значительно меньшим спросом, даже если их собственники готовы снижать арендные ставки. Следует отметить, что спрос на помещения, расположенные в отдаленных от центра районах, практически отсутствует. На помещения торгового назначения спрос особенно мал в отдаленных районах, поскольку, как показывает практика, более-менее эффективными являются торговые точки в центре и приближенных к нему районах (за счет большого пешеходного и транспортного потока), тогда как окраины, несмотря на дешевизну площадей, остаются убыточными. Дополнительно усугубило ситуацию решение Верховной Рады о запрете игорного бизнеса в Украине. До недавнего времени игорный бизнес занимал весомую долю торговых площадей, расположенных на красных линиях во всех частях города. В самое ближайшее время все эти площади выйдут на рынок аренды, что сыграет на дополнительное понижение арендных ставок.
В непростое для арендаторов время есть шанс пережить кризис у отдельно стоящих магазинов, которые успели завоевать лояльность своих покупателей, независимо от ценовой категории товара, представленного в них, а также у продуктовых магазинов в формате «магазин у дома». Есть спрос и на площади в «раскрученных» торговых центрах. В новых торговых центрах ситуация выглядит не так удручающе на фоне общегородской ситуации. Средний уровень занятости площадей в них составляет 80–90%, что, конечно, далеко от прошлогодних идеальных показателей в 98–100%, но с учетом кризиса, все же неплохо. В наиболее популярных ТЦ пустует всего один-два павильона, но, несмотря на большую заполняемость, чтобы удержать постояльцев, торговым центрам пришлось-таки пойти на уступки и почти вдвое снизить цены. На сегодняшний день они стартуют с $30/кв. м. Однако наиболее проходные, популярные места в ТЦ подешевели не так существенно – примерно на 20–25%, и их стоимость может достигать $100–120/кв.м.
Марина ХОЛОДНАЯ,
оценщик-аналитик компании RealNest