RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Провинциальные истории. Архитектурный капитал.
Выпуск 41 от 08.09.2004. Тема "История города"

Несколько лет назад одно из днепропетровских издательств выпустило книгу Михаила Арошенко "Энциклопедия капиталов" - довольно интересный труд. Так вот, там встречается и такое понятие, как "архитектурный капитал". Автор характеризует его как очень сложный по своему происхождению и дальнейшему влиянию и определяет как символ вложений денег, таланта, власти, государственной мощи в завтрашний день во имя дня сегодняшнего.

Многие здания в Екатеринославе действительно воздвигались как символ власти, богатства и мощи определённого среза общества. Показательный пример - Коммерческое собрание на Новодворянской улице.

Улица эта начиналась у Дворянской площади (нынешней площади Шевченко), получившей название от располагавшегося на ней Дворянского собрания, заседавшего в бывшем Потёмкинском дворце (Дворец студентов ДНУ).

А в пяти минутах ходьбы от собрания екатеринославских дворян по Новодворянской улице (нынешней Дзержинского) в 1911 году свой клуб воздвигли и местные купцы. Ранее они собирались в нескольких комнатах дома Мизко на пересечении Полицейской и Казанской (улиц Шевченко и К. Либкнехта), а потом, по-видимому, решили, что негоже почтенному купечеству арендовать помещение в чужом доме и пора обзавестись собственным.

Проект здания составил губернский архитектор С.Ф. Булацель: двухэтажное, с фигурными окнами, увенчанными шатрами и башнями; лишённое изящества, но по-купечески основательное и богатое - этот стиль называли неорусским.

Для здешнего купечества клуб был местом деловых встреч и заключения сделок, отдыха и развлечений - для всего имелись соответствующие помещения: кабинеты, бильярдные, комната для игры в карты, буфет и зимний сад.

Коммерческое собрание не было закрытым заведением, здесь бывали не только купцы, но - по определённым дням - и прочие желающие, внёсшие требуемую сумму в кассу клуба. Народ съезжался в коммерческий клуб во случаю устраиваемых там балов, маскарадов и театральных постановок.

Миниатюрный театр внутри здания был его изюминкой - он представлял собой точную уменьшенную копию екатеринославского Зимнего театра (на его месте сегодня - театр имени Горького). Его проектировал тот же архитектор Булацель; работая над планом Коммерческого собрания, он, видно, решил не ломать себе долго голову и ещё раз использовал уже апробированную идею.

В дни спектаклей, точнее - в вечера, в купеческий театр съезжались купеческие, дворянские семьи и прочая почтенная публика, которую ожидало превосходное представление местных или гастролирующих артистов на современный или классический сюжет. Но восторг от культпохода несколько меркнул, когда публика после спектакля высыпала на улицу - тут начиналась давка, не последней причиной которой была квасная будка, установленная на углу Новодворянской и Крутогорной улиц (нынешней Рогалёва).

Её владелец, местный делец по фамилии Чухно, всего имел 15 квасных рундуков. Он расставлял их по всему городу без разрешения городских властей, а иногда и вопреки их запретам. Горожане и члены Городской управы вели беспрестанную, отчаянную и почти тщетную борьбу с чухновскими будками, загораживавшими то свет в окне, то проход.

Вот, для примера, одно из заявлений жильцов дома по углу Мостовой и Петербургской (Ленинградской) улиц: "Против нашего дома поставлена квасная будка настолько близко, что невозможно свободно проходить между будкой и домом, чтобы открывать окна… Около будки собирается толпа из простонародья, которая ругается и сквернословит. Городская Управа, без сомнения, согласится, что для интеллигентной семьи всё представляется крайне неудобным. Толпа собирается вследствие того, что в будке производится продажа разного рода сухих закусок, отбросы от которых валяются вокруг будки и под самыми окнами, что и в санитарном отношении также не может быть допустимо. На основании изложенного имеем честь просить Городскую Управу о перемещении упомянутой квасной будки в другой пункт".

К слову, эта просьба осталась без удовлетворения - оказалось, что будка мешает не столько отворять окна, сколько торговать подателям прошения: они имели в своём доме столовую и потому видели в Чухно с его рундуком конкурента. Но этот случай был исключением из правил. А как правило, Екатеринославская городская управа была строга с Чухно.

В апреле 1913 года совет старейшин Коммерческого собрания подал в Городскую Управу "ходатайство" о переносе будки, стоявшей на углу Новодворянской и Крутогорной.

"Будка эта сама собою, - писали старейшины, - заготовкою вод и порожней посудой, занимает почти весь угол тротуара, чем стесняет свободный проход публике, посещающей Коммерческое собрание и театр при нём. Особенно является крайнее неудобство по окончании спектаклей в театре, в виду того, что у будки, на самом тротуаре, собирается праздная публика потребителей вод, обходить которую вышедшим из театра без риска попасть под экипаж извозчика нет возможности, так как в это время бывает усиленный подъезд экипажей. Кроме того, стеснение означенного прохода может привлечь карманных воров".

Городская Управа, ознакомившись с прошением, как и положено в таких случаях, отрядила пристава взглянуть на будку и самолично убедиться в том, что она является помехой для прохожих. Когда пристав подтвердил это, Управа распорядилась будку убрать.

В следующем году началась первая мировая война, которая, однако, вопреки общеизвестному "Когда пушки стреляют - музы молчат", не вытеснила театр из жизни екатеринославцев - в Коммерческом собрании, как и в других городских театрах, продолжали давать спектакли.

В 1915-м в купеческом клубе побывала с выступлением и первая звезда русского кинематографа Вера Холодная, которая ездили по российским городам и весям, призывая жителей империи жертвовать средства в пользу инвалидов войны. В антракте она лично ходила между креслами в партере и собирала пожертвования.

Вера Холодная побывала в Екатеринославе с выступлением ещё раз - в 1918-м, вместе с партнёром по картине "Последнее танго" Осипом Руничем.

После уничтожения царской власти здание Коммерческого собрания, естественно, отобрали у купцов, которые как класс - и не только - вскоре тоже перестали существовать. Однако бывший коммерческий клуб не утратил своей культурно-рекреационной функции: в 30-е годы здесь разместился аэроклуб; позже часть его переделали под кинотеатр и дали ему имя Максима Горького, а в другой части поместили клуб строителей.

После войны здесь снова - аэроклуб, кинотеатр и новый поселенец - спортивное товарищество "Спартак".

В 50-е это здание отдали под областную филармонию. С 1960-го его делили Дом научно-технической пропаганды, Центральное бюро научно-технической информации и пропаганды Минчермета Украины и прочие учреждения, имеющее касательство к металлургии. В 70-е в здании устроили музей металлургов Украины.

Ныне комнаты бывшего Коммерческого собрания по нынешней Дзержинского, 23, занимает отделение первого украинского международного банка. Почти сто лет назад купцы и дельцы в этом доме приятно отдыхали, сегодня они делают здесь деньги.

Естественно, здание давно утратило свой прежний - пышный - облик: реконструкция упростила его и лишила оригинальности.

Наталья Рекуненко






+380 56 79-000-79
   Объявления
Продажа квартиры с капитальным ремонтом в Центре
Сдам! Новостройка! 3 комнатную квартиру, р-н ул.Рабочая. S-116 кв.м
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0681