Изменения в земельное законодательство | |
Выпуск 244 от 05.11.2008. Тема "Законодательство"
Изменения в земельное законодательство
(Окончание. Начало в № 41)
В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали об изменениях в земельное законодательство, которые вступили в силу и закреплены Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству». Сегодняшняя публикация завершает комментарии к внесенным изменениям.
7. Претерпел изменения порядок предоставления земельных участков государственной и коммунальной собственности в пользование (ст.123 ЗКУ). Если границы участка установлены, и его целевое назначение не изменяется, то передача такого участка в пользование происходит на основании технической документации по землеустройству о составлении документов, которые удостоверяют право пользования участком. Соответственно, отпадает необходимость государственной экспертизы землеустроительной документации.
8. Новая редакция ст.123 ЗКУ однозначно отсылает к процедуре выбора участка в процессе предоставления госземель в пользование без их предварительного изъятия (т. е. из земель запаса). В результате выбора участка компетентный орган формирует требования к проекту отвода (если таковой подлежит разработке) и дает разрешение на его разработку. После экспертизы проекта отвода заинтересованное лицо подает ходатайство об отводе участка и проект отвода соответствующему совету (администрации). Такое ходатайство подлежит рассмотрению в месячный срок. Своим решение компетентный орган: а) утверждает проект отвода; б) выкупает земельный участок у землепользователя (собственника) и утверждает условия изъятия (выкупа); в) устанавливает категорию земель, к которой относится участок (именно категорию, а не функциональное использование); г) передает участок в пользование заинтересованному лицу; д) утверждает условия его предоставления, в частности, путем установления обоснованных предельных сроков застройки и требований о возмещении потерь с/х и лесохозяйственного производства. Этот же порядок применяется и для передачи участка в аренду (новая редакция ч.3 ст.124 ЗКУ) в тех случаях, когда право аренды возникает без проведения аукциона (новая редакция ч.2, 3 ст.134 ЗКУ), хотя аукцион остается основной формой приобретения права аренды государственных и коммунальных земель (новая редакция ч.2 ст.124 ЗКУ).
9. Уточнен порядок продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на основании гражданско-правовых договоров (то есть вне аукциона, путем выкупа) — глава 20 ЗКУ. Такой продаже (по процедуре выкупа) подлежат участки, которые уже находятся в пользовании и, как правило, заняты строениями и сооружениями. Так, из ч.2 ст.128 ЗКУ исчезло требование указывать «желаемое местонахождение участка»; ранее это требование вызывало недоумение, т. к. используемый участок уже где-то находится, и поэтому его «желаемое» местонахождение является его фактическим местонахождением. Также уточнен перечень документов, обосновывающих заявление о продаже участка. Теперь речь идет о продаже участков владельцам находящихся на них построек. Нечеткая редакция ст.127 ЗКУ в свое время давала основания утверждать, что только арендатор (постоянный пользователь) земельного участка имеет возможность приобрести его в собственность. На этом основании аренда была первым этапом покупки участка, однако застроенный за время аренды участок уже не мог быть продан на аукционе. Соответственно, аукционы не проводились.
10. Также стали более полными и четкими нормы о рассрочке при расчетах за купленные участки государственной и коммунальной собственности — рассрочка теперь ограничена 5-ю годами, а первый взнос должен быть не менее 20% от цены продажи участка. Цена продажи определяется «по экспертной денежной оценке» («на основании денежной и экспертной оценки» — в старой редакции).
11. Уточнены положения гл. 21 ЗКУ относительно земельных торгов. Прежде всего, объектом торгов признаны земельные участки государственной (коммунальной) собственности, а также права на них — право аренды, эмфитевзис, суперфиций. Одновременно с расширением круга объектов аукционной продажи законодатель расширил и перечень исключений: если до 14 октября 2008 года только аукционная продажа права аренды знала несколько исключений, а конкурентная продажа права собственности знала только одно исключение (продажа участков собственникам расположенной на участках недвижимости), то теперь для всех случаев действует общий перечень исключений. В том числе: а) продажа участка собственнику расположенной на нем недвижимости, за исключением случаев отказа такого собственника от выкупа участка или от аренды; б) использование участка для добычи ископаемых или специального водопользования на основании полученных лицензий; в) использование участка под культовым сооружением легализованной в Украине религиозной организацией; г) нахождение участка в пользовании (или под строениями) государственных и коммунальных предприятий, учреждений, общественных организаций в сфере культуры и искусств; д) в случае проведения комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда согласно закону; е) в случае строительства социального и доступного жилья, если конкурс на его строительство уже проведен, и т. д.
Кроме того, законом специально оговорено, что аукцион не проводится в случае реализации гражданами Украины прав, предусмотренных ст.34 ЗКУ (сенокошение и выпас скота), ст.36 ЗКУ (огородничество), ст.121 ЗКУ (безоплатная приватизация — для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, строительства и/или обслуживания жилого дома, дачного и гаражного строительства, садоводства).
12. В статьях ЗКУ о проведении торгов появилась четкая связь с положениями законодательства о планировании и застройке территорий (в их новой редакции). Так, выбор участков для продажи на торгах должен осуществляться с учетом результатов общественных слушаний, утвержденной градостроительной документации и заявленных «намерений застройки» (еще одна новация градостроительного законодательства — заявление лица о его намерении застроить участок определенным типом строений, с указанием их основных характеристик).
В целом процедуры стали несколько проще и понятнее. Немаловажным новшеством стало введение срока действия разрешения на разработку проекта отвода — 1 год, по истечению которого разрешение считается аннулированным (ранее такого срока не было, и местные советы сами устанавливали такие сроки).
По материалам www.prometr.com.ua
| |