RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  ХХIII Конгресс МСА: архитектура должна быть тихой, но говорить громким голосом
Выпуск 228 от 16.07.2008. Тема "Строительство и архитектура"

ХХIII Конгресс МСА: архитектура должна быть тихой, но говорить громким голосом

С 29 июня по 3 июля в Турине (Италия) проходил XXIII Всемирный конгресс, организованный Международным Союзом архитекторов. Впервые за 60-летнюю историю МСА конгресс собрал небывалое количество участников — более 8 тысяч архитекторов, студентов, социологов, политиков, исследователей архитектуры из 117 стран мира. Причем многие страны, такие как Грузия, Бангладеш, Монголия, Иордания, Китай, Албания, участвовали в таком грандиозном событии впервые. Украина, являясь членом Международного Союза архитекторов с 1993 года, также принимала участие в форуме. Украинскую делегацию представляли днепропетровские и киевские архитекторы во главе с председателем НСАУ Игорем Шпарой.

Главная тема конгресса

Всемирный конгресс архитекторов традиционно проводится один раз в три года в разных городах планеты и посвящается какой-то одной актуальной теме. В этот раз местом встречи архитекторов впервые был выбран итальянский город Турин. И не случайно. Во-первых, это один из самых красивых и быстроразвивающихся городов Италии, открытый для новаций и преобразований. Во-вторых, именно под руководством итальянских мастеров спроектированы и построены многие города мира. Ну а, в-третьих, 10% всех архитекторов мира и 30% европейских являются итальянцами. Неудивительно, что почти 50% всех участников конгресса составили итальянские архитекторы и другие специалисты этой сферы.


 Риккардо Бедроне: «Нравственный долг архитекторов — сохранять окружающую среду для будущих поколений»

В этом году заявленная тема конгресса звучала несколько помпезно: «Архитектура как передатчик символов, посланий и ценностей в информационном обществе». Если проще, то — «Transmitting Architecture», что дословно — «Передающая архитектура». Столь многозначительное название, как прокомментировал на сессионном заседании президент конгресса Риккардо Бедроне, подчеркивает способность и силу архитектуры выражать и передавать общечеловеческие ценности и вместе с тем, подобно антенне, реагировать на потребности общества в качественной среде обитания.

Для более полного обсуждения главная тема конгресса была разбита на 3 раздела — «Культура», «Демократия», «Надежда». Именно под такими девизами и проходил каждый из 3 рабочих дней конгресса. Причем каждая тема обсуждалась в различных форматах: в форме основных сессий, специальных сессий, встреч-бесед и дискуссий. Такие аспекты темы, как подчеркнул на открытии конгресса Гаэтан Сью, президент Международного Союза архитекторов, позволяют поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем архитектуры и ее важной коммуникативной роли в обществе. Ведь архитектура уже больше не является узкой сферой специалистов — она служит всем и открыта для каждого.

К участию в актуальном разговоре организаторы конгресса пригласили более 600 спикеров — всемирно известных архитекторов и экспертов в различных областях архитектуры. Главными докладчиками выступили такие звезды мировой величины, как Доминик Перро (Франция), Питер Эйзенман (США), Кенго Кума (Япония), Массимилиано Фуксас (Италия), Матиас Клотц (Латинская Америка), Теодоро Гонсалес-де-Леон (Мексика) и др. Лекции этих мастеров проходили с овациями и собирали полные залы. В качестве докладчика выступал и лауреат Нобелевской премии мира 2006 года бангладешский финансист Мухаммад Юнус, к слову, не являющийся архитектором, но вкладывающий большие инвестиции в архитектурные проекты и умеющий находить компромиссы с окружающим миром.

Всего за 3 рабочих дня конгресса было проведено свыше 100 сессий, встреч и дискуссий, прочитано более 600 лекций — беспрецедентный случай за всю историю проведения таких форумов. Надо отметить, что в этом году конгресс отличался не только своим масштабом и многоаспектностью темы, но и особой демократичностью. Если, к примеру, на конгрессе МСА в Берлине регистрация участников с правом прослушать лекции мэтров архитектуры стоила 500 евро, то в этот раз ставки для участников составляли 100 евро, а для сопровождающих лиц и студентов — 50 евро. Как бы то ни было, но сессионные залы были заполнены до отказа, а количество посетителей таких крупных выставок, как «Architex» и «Architectonika», не убывало до самого закрытия.

Города разные — проблемы общие

Все заседания конгресса проходили в двух огромных комплексах — «Линготто» и «Палавела». Первый знаменит тем, что его территория когда-то принадлежала главной фабрике концерна «Фиат». С недавних пор здание превращено архитектором Ренцо Пиано в современный многофункциональный комплекс, включающий конгресс-центр и выставочный центр, где и происходили основные события конгресса. Единственная сложность — лекции накладывались друг на друга, и приходилось выбирать между тем или иным семинаром. Темы же семинаров просто поражали своим многообразием. Назову лишь некоторые из них, затрагивающие наиболее острые проблемы архитектурной сферы. Это и «Кризис города и надежды архитектуры», и «Мировое продвижение образа социального жилья», и «Язык современной архитектуры», и «Влияние хай-тек на архитектуру», и «Инновационные материалы, системы и технологии для лучшего будущего», и «Архитектура как фактор культурных изменений», и мн. др.

В дни работы форума я имела удовольствие побывать на лекциях таких звезд мирового масштаба, как американского архитектора арабского происхождения Хани Рашида, голландца Арона Бетски, американца Питера Эйзенмана, японца Кенго Кума, итальянца Массимилиано Фуксаса. Опыт западных проектировщиков наверняка был бы нелишним для днепропетровских архитекторов, которые, что греха таить, отстают от мирового архитектурного процесса лет эдак на 15—20. Но, к сожалению, возможность послушать лекции не была в полной мере использована нашими профессионалами — весь состав украинской делегации предпочел сессионным залам экскурсии по итальянским городам и беззаботный отдых на солнечном побережье...

Как выяснилось в ходе работы конгресса, все развивающиеся мегаполисы болеют одними и теми же проблемами. В их числе — дефицит качественной архитектуры, утрата элемента искусства при создании зданий, в результате чего все города становятся серыми, стандартными и похожими друг на друга. Отчасти это объясняется глобальной компьютеризацией, выветривающей дух творчества и самобытность в архитектуре. Свою тревогу по этому поводу выразил Питер Эйзенман, отметив, что с приходом компьютерных технологий проекты потеряли индивидуальность. Он призвал архитекторов пропускать все проекты через собственную душу, желательно с карандашом в руках.

Как оказалось, нормы и правила в архитектуре и строительстве также не способствуют созданию самобытной архитектуры. «Сегодня, — говорит министр культуры Италии Сандро Бонди, — мы наблюдаем парадоксальное явление: строим по нормам и правилам, а получаем неинтересную, лишенную души и лица архитектуру. В то же время в древней Италии все строилось на основе свободы творчества и свободы проектирования, и здания до сих пор поражают своей прочностью, пользой и красотой».

Кстати, слушая доклад министра, я с удивлением узнала, что Италия — страна, где действуют тысячи законов, до сих пор не имеет документа, регулирующего деятельность архитекторов. Между тем, отметил министр, потребность в таком законе, который бы способствовал качеству архитектуры и достижению более высоких стандартов проектирования, назрела давно. В прошлом году закон не был утвержден, но министр надеется, что в этом году он будет принят, на что зал отреагировал бурными овациями.

Среди других проблем, разрушительных для облика города, участники конгресса назвали диктат заказчика, который берет на себя смелость самому решать, что и как проектировать. Это приводит к появлению помпезных, но малофункциональных зданий, зачастую не вписывающихся в городскую среду. Такие проекты больше демонстрируют финансовое состояние заказчика, нежели качество проекта. Поэтому на конгрессе настойчиво звучала мысль о личной и профессиональной ответственности архитектора, а также о необходимости поиска разумного компромисса с заказчиком.


Проект Хани Рашида. 160-метровая 50-этажная башня в виде паруса в ОАЭ
 

Много говорилось на конгрессе и об ответственности архитекторов за сохранение исторического наследия городов. «Мы живем в то время, — подчеркнул генеральный спикер конгресса Леополь -до Фрейри, — когда есть риск разрушить историческую среду городов». Кроме Венеции, Рима и, пожалуй, Парижа, эта проблема стоит остро во всем мире. Правда, Англия по этому поводу не испытывает ровно никаких комплексов. Здесь довольно свободно обращаются с исторической средой: высотки запросто появляются в исторической части Лондона. Для Украины, как и для России, наверняка такой путь неприемлемый, иначе мы потеряем то, что составляет наше национальное достояние и отличает нас от других стран. Во время работы конгресса в интервью нашей газете Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России, так прокомментировал российскую ситуацию:

— Для нас сейчас главная задача — остановить бесцеремонное вторжение бизнеса с большими объемами строительства в историческую зону российских городов. В настоящий момент архитектурную общественность России тревожит беспрецедентный случай: в Петербурге, охраняемом ЮНЕСКО, был тайно проведен архитектурный конкурс среди зарубежных архитекторов на строительство башни высотой 400 метров аккурат против Смольного монастыря. В ней планируется разместить офисы «Газпрома». Сейчас уже ведутся подготовительные работы к строительству. Если московские бизнесмены поймут, что это возможно в Петербурге, то не исключено, что такие небоскребы появятся и в московских исторических местах.

«Зеленая архитектура»

Большое внимание на конгрессе было уделено вопросам экологии и ландшафтной архитектуре, использованию нетрадиционных «зеленых» технологий в строительстве. Архитекторы, настойчиво звучало в выступлениях спикеров, должны сфокусировать внимание на защите окружающей среды, культуре и мудрости проектирования.

Как прозвучало в докладах, современные высотные здания мегаполисов потребляют до 40% мировых энергетических ресурсов, поэтому архитекторы при проектировании небоскребов должны также с ответственностью подходить к экономному расходу ресурсов на планете.


Украинскую экспозицию составили 14 работ днепропетровских архитекторов

Урбанистический кризис толкает архитекторов к разработке эко-проектов. Как сообщил на сессионном заседании Раффаэле Сирике, президент итальянского национального Союза архитекторов, в Англии ориентировочно к 2016 году планируется построить 10 экологических городов со специальной инфраструктурой, где будет минимальное количество вредных выбросов. Такие города предполагают районы без автомобилей, четкое разграничение мест, где запрещена парковка, предусматривается использование топлива из биомассы. В таких эко-городах смогут проживать до 50 тыс. жителей. По словам Раффаэле Сирике, это новые горизонты новой архитектуры, которая находится в гармонии с живой природой.

Экспозиция днепропетровских архитекторов

В рамках конгресса работало множество выставок, экспозиции которых занимали более 20 тыс. кв. м площади. Крупнейшие из них — «Архитекс» и «Архитектоника» были посвящены архитектурным проектам мира, инновационным материалам и технологиям в сфере архитектуры и строительства. В работе выставки принимали участие украинские архитекторы. В этом году честь представлять архитектурную Украину в Италии выпала исключительно днепропетровским профессионалам. Небольшую экспозицию составили уже реализованные или готовящиеся к реализации проекты. Среди них такие работы А. Дольника и Ко, как 50 - этажный комплекс «Брама», ж/к «Амфитеатр», «Флора»; проект 42 –этажного МФК по ул. Щорса —Херсонская —пр. Пушкина С.Лаврентьева; проект группы коттеджей «Серебряный бор» Ларисы Болтрушевич; проекты И.Задои и группы архитекторов — МФК «Мост» и частная вилла Bervillhol; «Яхт-клуб» А. Шковыры; «Парус» В. Товстика и Пашенко; «Goodzone» и «Парк –отель» В. Демидова и К; а также МФК «Астана» , бизнес-центр «Цивилизация», «Amber».

Надо отметить, что в этом году европейские страны (разве что кроме Испании) решили особо «не высовываться» и выглядели на выставке скромно. Еще более скромно, особенно на фоне столичных мегаполисов мира, выглядела днепропетровская экспозиция. Складывалось впечатление, что экспозиция «сбита» наспех, а ее организаторы даже не потрудились придать ей концептуальность.

Выставка показала, что украинская архитектура все еще находится на этапе догоняющей мировой архитектурный процесс. В частности, Александр Дольник, считающийся «гуру» архитектуры в Днепропетровске и работы которого воспринимаются как инновационные в Украине, эксплуатирует идеи, отработанные архитекторами мира еще в 90-х.

И все же экспозиция собирала немалое количество посетителей и привлекала прежде всего масштабностью проектов, не свойственных для провинциального города. Несколько лучше выглядела на выставке Россия, представившая экспозицию об изменениях в постсоветской Москве под названием «Прошлое, настоящее и будущее». В дни презентации, кстати, проходившей с традиционным русским размахом — обилием водки и красной икрой, экспозиция собрала фантастическое количество посетителей.

Церемония награждения

Пожалуй, одним из самых волнующих моментов конгресса стала церемония вручения различных наград и премий МСА. Как и полагается, с фуршетом и концертом национального симфонического оркестра Италии под занавес мероприятия. В этом году очередным лауреатом Золотой медали МСА стал мексиканский архитектор Теодоро Гонсалес-де-Леон за вклад в развитие архитектуры. Кроме того, в разных номинациях по традиции были вручены премии имени первых президентов МСА. Премиями также были отмечены победители молодежных международных конкурсов — «Info Point» и «Totem», которые проводились в рамках конгресса.


Теодоро Гонсалес-де-Леон стал обладателем Золотой медали МСА

К сожалению, украинские молодые архитекторы не участвовали в заявленных конкурсах. А вот наши собрать по бывшему Советскому Союзу — грузинские студенты Тбилисского технического университета, стали лауреатами конкурса — «Info Point» и получили Вторую премию (5 тыс. евро).


Настоящим открытием конгресса стали китайские молодые архитекторы, которые взяли сразу 7 премий по результатам конкурса «Totem». Как известно, сегодня Китай переживает небывалый подъем архитектуры и строительства, и, по некоторым оценкам участников конгресса, находится в авангарде мирового архитектурного процесса. Это стало возможным благодаря активному внедрению новых технологий, привлечению в страну немалого количества звезд мировой архитектуры, колоссальным инвестициям в новые проекты и профессиональное обучение архитекторов.

Следующий конгресс пройдет в Токио

По традиции, конгресс завершился чтением Манифеста — итогового документа форума, в котором кратко изложены проблемы сегодняшнего и основные задачи завтрашнего дня. «Мы собрались на конгресс не только говорить, но прежде всего слушать, — сказал генеральный спикер конгресса. — Нобелевский лауреат мира Мухаммад Юнус научил нас главному: если мы не способны слушать, то можем строить красивые, но бесполезные вещи».

 Лейтмотивом документа звучала идея важной роли архитектуры в процессах преобразования городской среды и ответственности архитекторов за ее создание. Как сказал Раффаэле Сирике, «архитектура эпохи электронных технологий должна нейтрализовать патологии крупных мегаполисов», более того — стать глашатаем цивилизованного образа жизни населения планеты.


Архитектурная экспозиция Токио

Ну а следующий — ХХIV Всемирный конгресс архитекторов пройдет в японском городе Токио. Случится это в 2011 году.

PS: К сожалению, торжественная атмосфера финала конгресса была омрачена грустным событием. В номере отеля от сердечного приступа умер известный итальянский архитектор, вице-президент МСА Джанкарло Юс. Решением оргкомитета его имя будет внесено в анналы МСА. Также было принято решение учредить премию его имени для награждения лауреатов конкурсов. Первая церемония награды планируется в 2011 году в Токио.

Валентина ПОПОВА,

Турин—Днепропетровск. Фото автора.






+380 56 79-000-79
   Объявления
Продажа квартиры ЖК АМСТЕРДАМ
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект “КРОКУС” Общая площадь 386,4 кв.м
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.3388